Понятие и виды сиротства
Сирота – это ребенок, который лишен семейного окружения и заботы родителей вследствие их отказа от него, лишения родителей родительских прав или их гибели.
В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем в психологии и педагогике является проблема сиротства. Современное общество столкнулось с тем, что данное явление становится все более распространенным и требует незамедлительных и эффективных решений.
Причины сиротства весьма разнообразны, но все они во многом связаны с психологическими и структурными деформациями в семьях. Именно семья является ведущим институтом в успешном развитии и социализации личности. В случае, если в семье отмечаются разнообразные деформации, то в дальнейшем они приводят к нарушению межличностных отношений и нравственных ценностей, что негативно отражается на развитии детей и ведет к деформации развития личности.
К сиротам относятся дети, в возрасте до 18-ти лет (Конвенция ООН «О правах ребенка»). В соответствии с данным критерием, статус сирот в настоящее время имеет около 2-х миллиардов детей.
Выделяют два основных вида сирот:
- Сироты – это дети, которые остались без попечения и заботы родителей, в виду их гибели.
- Социальные сироты – это дети, которые признаны сиротами при живых родителях. В случае, если родители добровольно отказались от воспитания своих детей, если родителей лишили родительских прав в отношении ребенка.
Соотношение сирот и социальных сирот постоянно меняется, так как оно во многом зависит от политического и экономического положения в стране, социального положения общества и его отдельных слоев. Особое значение на распространение сиротства и социального сиротства оказывают разнообразные социальные потрясения и войны. Обусловлено это высокой смертностью и повышением количества нетрудоспособного населения.
В настоящее время в ряде стран, основной причиной социального сиротства является низкий уровень жизни населения и безработица. В поисках работы родители вынуждены уезжать в соседние регионы или даже в другие страны, что приводит к разлуке детей с родителями.
Дети сироты, воспитываются в специализированных детских учреждениях. Точных данных о том, сколько детей находится в данных учреждениях, нет. Предположительно их более 10 миллионов. Приведенные данные подтверждают только лишь то, что количество детей-сирот неуклонно растет.
Психологические проблемы детей-сирот
Основной психологической проблемой детей-сирот является деформация личности вследствие отсутствия необходимой ребенку родительской заботы и любви. Особенно ярко это проявляется в тот момент, когда дети покидают интернаты и выходят во взрослую жизнь по достижению 18-ти лет.
Обусловлено это тем, что у детей-сирот, воспитывающихся в интернатах, этапы развития и личностного становления происходят с искажением. Если в семье родители приучают ребенка к самостоятельности, учат ухаживать за собой и самого себя обслуживать, то в интернатах этой работы практически не проводят. Дети, проживающие в интернате, живут «на всем готовом» (питание по расписанию, стирка вещей в прачечной и т.д.).
Еще одной психологической проблемой является то, что у детей-сирот, проживающих в интернате, отмечается недостаточность специфических социальных контактов. Дети, которые воспитываются в семье, взаимодействуют с родителями, более старшими родственниками (бабушками, дедушками), братьями, сестрами, дядями, тетями и т.д. Дети-сироты лишены данной возможности, основной круг их взаимодействия – это сверстники. Общение с воспитателями хоть и есть, но оно значительно ограничено по времени, в силу их занятости. В этой связи, сироты отличаются замкнутостью и недоверием к окружающему миру, у них недостаточно сформированы позитивные формы социального поведения. Кроме того, ограниченность в общении и взаимодействии с окружающими людьми, особенно это характерно для тех, кто воспитывается в интернатах закрытого типа, отрицательно сказывается на умственном развитии и затрудняет процесс социализации.
К психологическим проблемам относят и эмоциональную депривацию, которая является одной из форм социальной депривации. Особенностью эмоциональной депривации является то, что она вызвана отсутствием общения с матерью. Чем сильнее ребенок был привязан к матери, тем сильнее у него будет развиваться эмоциональная депривация.
Эмоциональная депривация у детей-сирот вызвана длительной разлукой с матерью, отсутствием материнского воспитания с младенчества, а также в случае, если ребенок лишился матери в достаточно позднем возрасте.
Как показываю проведенные психологические исследования, материнская депривация оказывает негативное влияние на личностное развития ребенка-сироты. Данное негативное влияние отмечается у всех детей-сирот, даже у тех, кто попадает в достаточно комфортные и психологически благоприятные условия детского дома, где о нем хорошо заботятся.
Одной из основных проблем детей-сирот можно назвать отсутствие чувства защищенности и безопасности, которое сопровождает их на протяжении всей жизни. Если ребенок попадает в приемную семью на воспитание, где для него создаются благоприятные условия, то постепенно он начинает испытывать чувство привязанности ко взрослому. В случае, если на любовь ребенка, взрослый отвечает ему аналогичными чувствами, то привязанность перерастает в уверенное чувство безопасности и защищенности.
Неполноценное или непостоянное удовлетворение потребностей ребенка, отсутствие со стороны приемных родителей любви и полного принятия ребенка может привести к искажению у него процесса формирования привязанности. В отдельных случаях это может привести к появлению специфического заболевания: «реактивное расстройство привязанности детского возраста».
Ребёнок, растущий с раннего детства вне семьи, лишён самого главного и важного – безусловной любви. Поэтому для него характерно простое и нерасчленённое отношение к себе, чаще всего отрицательное. Для возникновения позитивного образа «Я» (положительного отношения к себе) ребёнку от окружающих его взрослых не хватает, прежде всего, проявлений безграничной и бескорыстной любви и положительной оценки его действий и поступков.