Внимание — это одна из важнейших психологических функций, динамическая сторона сознания, отражающая степень его направленности на объект и сосредоточения на нем.
Сущность понятия «внимание»
Воспринимая окружение, человек одновременно его осознает. Осознанию подвергается все, что находится в его окружении, прежде всего то, что становится объектом внимания. По этой причине сознание работает в качестве акта внимания. Оно может быть непроизвольным. В этой ситуации объектом осознания становятся предметы как бы сами собой. Для этого не требуется внешнее усилие и желание со стороны человека. Для произвольного внимания присуще то, что человек преднамеренно делает предметом своего осознания определенные объекты.
Сущность внимания, по мнению отечественных психологов, состоит в сосредоточении сознания на определенном ограниченном объекте. Оно предполагает регуляцию действий и саморегуляцию познавательных процессов. Именно по этой причине внимание способно протекать слитно с памятью, восприятием, мышление, оно обуславливает их связь.
Подходы к определению феномена «внимание» в отечественной психологии
В соответствии с мнением Андреева О. А. совершенствование данного психического процесса у всех без исключения цивилизованных людей происходит по мере развития общественного прогресса. Немов Р. С. считал, что внимание человека имеет 5 основных свойств.
Свойства внимания, по мнению этого отечественного психолога, включают:
- Устойчивость,
- Сосредоточенность,
- Переключаемость,
- Распределение,
- Объем.
Л. Ф. Чупров считал, что внимание в жизнедеятельности людей способно выполнять большое количество различных функций. Оно активизирует необходимые и затормаживает ненужные в этот момент психологические и физиологические процессы, способствуя организованному и целенаправленному отбору поступающих в организм сведений. Это производится в зависимости от актуальных потребностей.
Внимание предназначено для обеспечения избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном и том же объекте (действии). Внимание может быть природным и социально обусловленным, непосредственным и опосредованным, непроизвольным и произвольным, чувственным и интеллектуальным.
Проблема внимания в отечественных исследованиях рассматривалась и с точки зрения его произвольности, которая развивается вместе с формированием его отдельных свойств. Существует еще одна стадия становления внимания, заключающаяся в возвращении к непроизвольному вниманию. Этот тип внимания стали называть в отечественной науке «послепроизвольным».
Категорию «послепроизвольное» внимание ввел в употребление Н. Д. Добрынин. Он считал, что такое внимание проявляется на основе произвольного, заключаясь в сосредоточении на объекте по причине его ценности.
Исследование внимания отечественными психологами
Большой вклад в исследование внимания внес Л. С. Выготский, основой психологической теории которого стал исторический подход. Отправным теоретическим положением автора стало положение о том, что процесс психического развития человека становится частью общего процесса исторического развития. Данное положение было конкретизировано в базовых идеях культурно-исторического подхода.
Выготский рассматривал в развитии ребёнка две линии. Первая из них состояла в естественном «созревании» и появлении элементарных форм поведения и психики, которые непосредственно связаны с формированием организма (нервная система, мозг). Во вторую очередь происходит овладение культурными способами поведения, включая язык, письмо, систему счисления и т.д.
Л. С. Выготский предложил и разработал новый метод исследования высших форм психики, сыгравший значительную роль в экспериментальном обосновании положений культурно-исторической теории. Так, А. Н. Леонтьев использовал его для анализа внимания и памяти, А. Р. Лурия для исследования эмоций и др.
Последователи культурно-исторического подхода предложили принципиально новый подход к исследованию психических функций. Они начали изучать их суть в процессе развития (переход от низшей психической функции к высшей). Для этого ученые взяли за основу принципиально новый метод — экспериментальное моделирование процесса знакового опосредствования.
Л. С. Выготский и его последователи пристально изучали проблемы внимания. Они считали, что развитие внимания ребёнка связано с тем, что он с самых первых дней жизни попадает в сложную среду. Она состоит из двух рядов стимулов. Первый представлен вещами, предметами, явлениями, которые привлекают внимание в силу присущих им свойств. Второй состоит из соответствующих стимулов-указаний (то есть слов, которые направляют внимание ребёнка).
Внимание ребёнка с самого начала в отечественной науке считалось управляемым. Первоначально им начинают руководить взрослые. Употребляя то же самое средство, что и взрослые, в отношении себя (например, самоинструкцию, самостимуляцию), дети переходят к самоуправлению собственным вниманием. С овладением речью они начинают сначала управлять процессом внимания другого, а лишь затем – собственным вниманием.
Если обратиться к деятельностному подходу в современной отечественной психологии, то в нем обнаруживаются следующие варианты реализации проблемы природы внимания:
- Внимание является направленностью и сосредоточенностью любой деятельности (Н. Ф. Добрынин);
- Внимание представляет собой специальную деятельность контроля, его внутреннюю, сокращенную, автоматизированную форму (Г. Я. Гальперин);
- Внимание становится феноменальным и продуктивным проявлением работы ведущего уровня организации деятельности (Ю. Б. Гиппенрейтер).