Школьная дезадаптация — это нарушение адаптационного процесса, характерное для детей младшего школьного возраста. Ребенок не может привыкнуть к условиям школы, ввиду чего у него наблюдается снижение способности к обучению, возникают проблемы в общении с учителями и сверстниками.
Сущность и причины школьной дезадаптации
Поступление в школу — это важнейший этап в жизни любого ребёнка младшего школьного возраста. Данное событие не всегда носит радостный и торжественный характер. Для многих детей оно ведет к возникновению стрессового состояния. Для школьного режима характерно изменение условий жизни и деятельности, увеличение физических, эмоциональных и интеллектуальных нагрузок.
Поступая в школу, ребенку приходится решать задачи, которые предполагают наличие жизненного опыта. Для детей младшего школьного возраста характерно желание поделиться новыми впечатлениями, при этом им необходимо сдерживать себя во время занятий, что ведет к эмоциональному перевозбуждению. Сложность представляет фиксированная поза за партой и долговременная вынужденная неподвижность. Эти факторы ведут к возникновению усталости и физического напряжения. Помимо этого, школьнику нужно постоянно концентрировать внимание для усвоения новых знаний. Этот процесс приводит к информационным перегрузкам.
Для школы свойственны специфические социальные условия, которые новы для ребёнка и предполагают потребность в налаживании межличностных отношений, выполнение школьных требований по соблюдению правил и распорядка. Ко всем этим условиям необходимо приспособиться. Таким образом, лишь успешное приспособление обеспечивает первоклассникам требуемый уровень адаптированности.
От успеха приспособления во многом будет зависеть степень реализации принципа преемственности, который характерен для образовательных процессов дошкольной образовательной организации и начального учреждения. Тем не менее, часто возникает ситуация неблагоприятного течения адаптационного процесса. Дезадаптация развивается, когда ребенок не может привыкнуть к новым условиям воспитания и обучения.
Профилактика проблемы школьной дезадаптации
Для того чтобы не допустить проявления школьной дезадаптации, педагоги дошкольного образовательного учреждения должны находить пути и способы решения данной проблемы. В этом плане важность имеет работа в области профилактики дезадаптации с ребенком в старшем дошкольном возрасте.
Базовые способы профилактики школьной дезадаптации включают:
- Своевременную диагностику уровня психологической готовности к школе уже в дошкольном возрасте;
- Формирование комфортных средовых условий для обучения;
- Включение в работу педагогов психологической коррекции, тренингов, а также социальных тренингов с участием родителей;
- Использование психологами и педагогами технологий коррекционно-развивающего обучения, соответствующих принципу сбережения здоровья;
- Личностный подход к темпу обучения каждого первоклассника.
Для определения уровня дезадаптации важно проводить диагностику уровня психологической готовности к обучению в школе. Это важно производить еще на основе дошкольного образовательного учреждения. Результаты диагностики способны оказаться важными для каждого дошкольника, позволяя своевременно и грамотно в будущем организовать коррекционную работу с теми, кто не готов к школе.
В процессе поступления ребёнка младшего школьного возраста в школу целесообразным будет осуществление такого вида диагностики. Она помогает провести коррекцию последующего направления деятельности педагогов (психолога). Подобная диагностика способствует определению типа дезадаптации ребёнка с последующим выстраиванием оптимального варианта работы с ним.
Для решения проблемы школьной дезадаптации важно создать комфортные средовые условия обучения для детей. На современной стадии развития начального образования остался актуальным вопрос, касающийся несоответствия структуры уроков, методов и приёмов обучения, а также действующей программы с возрастным потенциалом первоклассника. Тем не менее, сегодня уже проводится работа в области создания концепции адаптивной школьной модели. Она должна учесть уровень адаптационного потенциала поступающих в школу детей.
Ученые считают, что все учреждения образования должны переходить на адаптивное направление. Оно будет учитывать склонности, способности и потребности всех детей. Организация таких дошкольных и школьных учреждений образования могла бы дать возможность минимизации трудностей школьной адаптации.
Психологическая коррекция в решении проблемы дезадаптации
Большую роль в профилактике дезадаптации к школе играет использование психологической коррекции. Она состоит из различного вида специальных тренингов. Психологическая коррекция показывает высокую степень эффективности при эмоциональном, коммуникативном и поведенческом типе дезадаптации. В этом случае у детей может проявляться высокая тревожность, агрессия, беспокойство. Можно отметить трудности в установке контакта со сверстниками и педагогами. Ребёнок, имеющий проблемы с адаптацией, начинает проявлять себя в различных формах девиантного поведения.
Психологическая коррекция предполагает процесс исправления аспектов психологического развития, которые не соответствуют оптимальной модели. Для этого используются тренинги. Активное участие в этой деятельности также могут принять родители.
Осуществляя тренинговые занятия в отношении детей старшего дошкольного возраста, педагог должен взять за основу несколько принципов психологической коррекции:
- Единство развития и коррекции;
- Единство диагностики и коррекции;
- Подход к дошкольнику как к одарённому;
- Применение упражнений, игр, этюдов, моделирования ситуаций;
- Последовательность, системность, научность;
- Основа в виде зоны ближайшего развития.