Проблема школьной адаптации — это проблема, которую испытывает множество первоклассников, перешедших от домашних условий или условий детского сада к систематической учебной деятельности. Они испытывают школьный стресс, возникающий по причине несоответствия их возможностей новым школьным требованиям.
Проблема адаптации первоклассников
Адаптация представляет собой процесс приспособления к успешному функционированию в определенной среде, последующему личностному и психологическому развитию.
Ученые выделяют три типа адаптации:
- Биологическая адаптация, связанная с активным взаимодействием с внешней средой;
- Социальная адаптация, представляющая собой приспосабливаться к социальным условиям;
- Физиологическая адаптация, представленная в виде реакции, которая наиболее полно отвечает потребностям данной ситуации.
Отметим, что данные виды адаптации связаны между собой, что отражает специфику самого феномена адаптации и определяет ее в качестве трехгранного процесса, затрагивающего все аспекты личностного развития.
Психологическая адаптация понимается в качестве процесса приближения психической деятельности личности к социальным и социально-психическим требованиям среды, условию и содержанию деятельности человека.
Исследователи подразумевают, что процесс адаптации предназначен для гармонизации внутренних и внешних условий жизнедеятельности человека. В качестве ее субъекта выступает носитель и источник активности. Объект адаптации может быть представлен фрагментом реальности, который имеет непосредственное отношение к реализации определенной потребности субъекта. Объектом адаптации обозначена деятельность, человек, группа людей.
Существуют и различные уровни адаптации, выделять которые принято в соответствии с несколькими критериями. Если в основе будет находиться характеристика индивида как субъекта адаптации, то выделяется биологический (адаптация в системе «организм-окружающая среда») и социальный (адаптация в системе «личность-социальная среда») уровни.
Особенности адаптации учеников начальных классов к школе
Эффективность адаптации напрямую зависит от того, каким образом сам младший школьник воспринимает себя и свои социальные связи. В случае искаженного представления о себе или при его недостаточном развитии может происходить нарушение адаптации. В первом полугодии при поступлении в школу адаптация должна благополучно закончится. В качестве результата этого процесса выступают качества личности, умения и навыки, обеспечивающие успешную деятельность первоклассника в школе.
В школу поступают обучаться разные дети. Есть такие школьники, которые абсолютно легко и свободно вписываются в школьную систему требований, норм и социальных отношений. Тем не менее, есть и младшие школьники, подверженные дезадаптации. Процесс их обучения сопряжен с рядом трудностей, для него характерно снижение продуктивности работы. У таких детей отмечается высокая степень тревожности. Они начинают неадекватно воспринимать отношения со сверстниками и педагогами. На основе этого формируется неуверенность в себе и низкая самооценка.
Школьная дезадаптация представляет собой невозможность школьного обучения и адекватного взаимодействия школьника с окружением. В качестве причин школьной дезадаптации младшего школьника выступают:
- Отсутствие индивидуального подхода к младшему школьнику;
- Использование неадекватных воспитательных мер;
- Отсутствие своевременной помощи школьнику;
- Проявление неуважения к ребенку;
- Неблагоприятная материально-бытовая или эмоциональная ситуация в семье (например, алкоголизация родителей, заброшенность ребенка или гиперопека);
- Отрицательное воздействие окружения;
- Деформация общественно-нравственных идеалов и др.
Этапы и уровни адаптации младшего школьника
Особенности адаптации младшего школьника к обучению рассматриваются с разных точек зрения (физиологическая, социальная, психологическая и др.). Физиологическая адаптация должна условно проходить через 3 стадии (фазы). На каждой из них можно отметить особенности и различную степень напряжения функциональных систем организма.
На ориентировочном этапе наблюдается бурная реакция и существенное напряжение буквально всех систем организма на новое для них систематическое обучение в школе. Следующий этап характеризуется неустойчивым приспособлением, когда детский организм постепенно начинает находить оптимальные варианты реакций на происходящее. Стадия относительно устойчивого приспособления характеризуется тем, что организм уже выработал благоприятные способы реагирования на нагрузки в школе с минимальным напряжением всех систем.
Младшие школьники абсолютно по-разному адаптируются к новым условиям в школе. Поэтому ученые описывают три уровня адаптации к школьному обучению:
- Высокий уровень адаптации можно наблюдать в том случае, когда школьник позитивным образом воспринимает требования, которые ему предъявляют. Он легко усваивает информацию, глубоко и полно овладевает программным материалом.
- Средний уровень адаптации характеризуется тем, что ребенок положительно относится к школе. У него нет отрицательных переживаний в отношении ее посещения. Если педагог подробно и наглядно объяснил учебный материал, то учащийся понимает.
- Низкий уровень адаптации можно наблюдать в том случае, когда школьник негативно или нейтрально относится к школе. Он достаточно часто жалуется на плохое самочувствие, при этом у него преобладает подавленное настроение. Младшие школьники с низким уровнем адаптации чаще других детей нарушают дисциплину.