Сущность понятия «референтная группа». Классификация референтных групп
Референтная группа – это объединение, которое в сознании человека является эталоном, источником ценностных ориентаций, социальных норм.
Референтная группа может быть социально реальным объединением или воображаемым.
Функции референтных групп самые разнообразные. Человек может входить в несколько социальных объединений и в зависимости от содержания своих проблем, он может обращаться ко всем группам, где видит подкрепление. При возникновении новых референтных групп старые референтные группы всё равно сохраняют на него свое влияние.
Данный термин был введен в 1942 г социальным психологом Г. Хайменом, который трактовал его как социальное объединение необходимое индивиду для оценки личного положения.
Референтная группа (эталонная) является критерием сравнения. Поскольку происходящие события в жизни человека бывают разные, то и эталонные группы будут меняться, ибо человеку необходимо ориентироваться на суждение референтных представителей. Например, спортсмены, выбирая спортивную одежду, будут руководствоваться выбором близкого им эталонной группы.
В той или иной специфической ситуации референтная группа ориентирует поведение субъекта, такими группами могут быть, например, религиозные секты, политические партии, этнические организации и др.
В переводе с латинского языка понятие «референтный» означает «сообщающий», «докладчик, консультатнт», эталонные группы названы референтными, потому что индивид готов присушиваться к их советам и мнению. Оценки референтной группы, как правило, имеют большое влияние на самоощущение человека.
Количественный состав таких групп разный и может даже ограничиваться границами семьи. Обычно же это бывает коллектив коллег, студентов, одноклассников. Иногда референтную группу называют «своей компанией», что является неверным.
Референтные группы классифицируются по разным основаниям.
Исходя из степени личного воздействия, референтные группы могут быть первичные и вторичные. Для первичной группы характерна большая сплоченность её членов и заметное влияние. Влияние вторичной группы менее заметное, а участники имеют ситуационный характер взаимоотношений.
Внутригрупповые отношения могут быть формальные, т.е. официальные и неформальные, в основе которых лежат дружеские отношения.
Положительными и отрицательными референтные группы могут быть по факту принятия или отрицания норм. Отрицание норм вызывает отторжение или неуважение, в то время как с положительными личность себя идентифицирует.
Кроме того, референтные группы могут быть информационными, эксперты которых доносят информацию до человека, и ценностными, в которых носители эталонов социально-нормативной системы пользуются слепой верой индивидов.
Также группы подразделяются на группы самоидентификации, к которым индивид причисляет себя сам и следует их правилам, и утилитарные, располагающие санкциями, духовными и материальными благами.
Психологи очень активно занимаются изучением референтных групп.
Функции референтной группы
Характерными для референтной группы являются сравнительная и нормативная функции.
Сравнительная функция проявляется в том, что группа выступает своеобразным эталоном, ориентируясь на который индивид может оценить себя и других.
Нормативная функция проявляется в том, что группа выступает источником поведенческих норм, социальных установок и ценностных ориентаций, например, эмигрант в чужой стране старается быстрее освоить нормы и установки коренных её жителей.
Одна и та же группа может выполнять обе функции, но, обычно это касается членских групп. Однако и нечленские группы, членом которых индивид хотел бы стать, тоже осуществляют эти функции. Так, например, студенты младших курсов хотят быть принятыми в члены организации старшекурсников, а это значит, что такая организация является одновременно эталоном и стандартом для младших студентов.
Особенно большую роль играют референтные группы в подростковом возрасте, так как отсутствие опыта, времени, аналитических способностей не дают возможности подросткам делать правильный и тщательный выбор.
Каждая функция референтной группы имеет свое содержание, однако обе они являются основой ценностных ориентаций личности и обладают глубокой внутренней связанностью.
Групповые свойства референтных групп
Важной проблемой референтных групп является проблема групповых свойств при выборе индивидом той или иной группы в качестве референтной.
Способы функционирования референтных групп зависят от конкретного набора свойств и характеристик.
Выбор группы определяют её свойства:
- четкость или расплывчатость социальных определений её членов или не членов;
- включенность индивидов в группу с точки зрения полноты охвата жизни всех её членов и сегментарность, регулирующая отдельные участки жизни членов;
- продолжительность членства в группе, если индивид решает остаться в группе надолго, то и модели поведения группы, её ценности, он будет выбирать в качестве референтных;
- период существования самой группы будет оказывать воздействие на внутреннюю структуру организации и на самоотбор членов;
- тип группы – закрытый или открытый, что касается критериев членства в группе;
- завершенность группы, т.е. соотношение потенциального членства в ней и действительного членства;
- социальная дифференциация – одна из острых проблем референтной группы и касается статусов и ролей в ней – данное свойство связано с ожиданиями индивида относительно собственной мобильности внутри группы;
- степень социальной сплоченности и её типы оказывают воздействие на поведение членов и выполнение ими своих ролей, свойство социальной сплоченности определяет, будет ли данная группа одновременно для индивида группой членства и референтной;
- характер обязательных в данной группе социальных отношений, использующихся как ведущее основание для различения групп разного вида;
- нормативный контроль, осуществляемый посредством законов, нравов и обычаев;
- социальная позиция группы.
В социальной психологии важнейшей является проблема влияния референтных отношений личности на её формирование, что имеет особое значение при изучении референтных отношений подростков и юношества.
Принятие норм каждым членом референтной группы тоже является проблемой – насколько индивид отступает от соблюдения норм, в каком соотношении находятся личностные нормы и социальные.
Проблема референтности свою значимость приобретает тогда, когда речь идет о социализации развивающейся личности.
Подростки, например, общаясь со сверстниками, познают свой внутренний мир, преодолевают сомнения в своей значимости, чувствуют себя личностью, но, для того, чтобы социализация была адекватной им необходима информация от взрослых, их жизненный опыт.