Социальная психология группы – это отрасль психологической науки, которая занимается изучением процессов развития и классификацией малых общностей (групп).
Уровень развития группы – это определенный качественный этап, характеризующий социально-психологическую зрелость группы.
Уровни развития группы в социальной психологии
Группа – это определенная совокупность людей, которая рассматривается с точки зрения их профессиональной, бытовой, социальной и иной общности.
В настоящее время в отечественной психологии существует несколько классификаций уровней развития группы. Одной из наиболее распространенных является классификация, разработанная Л.И. Уманским, включающая в себя шесть уровней, на основании которых можно судить об уровне зрелости группы:
Конгломерат – это группа, которая состоит из ранее незнакомых людей, оказавшихся в определенном месте и в определенных условиях, обусловивших их объединение между собой для достижения общей цели. Особенность данной группы заключается в том, что между участниками группы отношения поддерживаются только лишь на период достижения цели (решения совместной проблемы), в дальнейшем они не осуществляют совместную деятельность. Общение между участниками ситуативное и поверхностное.
Номинальная группа – это группа, в которой участники собраны вместе с целью осуществления определенной деятельности. Например, студенты представляют собой номинальную группу, которая существует в период обучения. В случае, если собравшиеся в группу участники не принимают правил и условий группы, то она становится конгломератом.
Ассоциация – это группа, в которой все ее участники объединены с целью осуществления определенной совместной деятельности. Ввиду того, что участники группы принимают участие в общей деятельности, группа находится в постоянной динамике, она развивается и совершенствуется ее структура. Для ассоциации характерным является то, что у участников появляются совместные интересы, с учетом интересов и возможностей каждого участникам. Кроме того, в ассоциации устанавливаются определенные нормы поведения и морали, которые определены спецификой и режимом осуществляемой профессиональной деятельностью. В рамках данной группы постепенно формируется иерархия, выделяются лидеры.
Кооператив – это группа, которая состоит из людей, активно взаимодействующих между собой, с целью достижения определенного результата в осуществляемой совместной деятельности. В кооперации каждый член осуществляет определенную деятельность, которая направлена не только на достижение общего результата, но и на удовлетворении своих потребностей. Характерными чертами данного уровня развития группы является наличие конкуренции между участниками и лидерства.
Автономия – это обособленная и целостная группа людей, деятельность которых направлена на достижение общей цели и получения определенного материального результата. Помимо этого, каждый из участников преследует цель по удовлетворению собственных интересов, в соответствии с которыми он и вступил в данную группу. Особенностью автономии является то, что участие в ней воспринимается каждым членом группы как возможность удовлетворить свои социальные потребности.
Коллектив - это группа людей, осуществляющих совместную деятельность и добивающихся конечного результата на основе гармонизации индивидуальных, групповых и общественных целей, интересов и ценностей. На этом уровне в процессе коллективного принятия решения достигается групповое состояние интегративности, ростки которого появляются на каждом из низших уровней. Однако коллективом можно назвать только группу, которая своей деятельностью способствует удовлетворению всех интересов: и индивидуальных, и групповых, и общественных. Данный уровень развития группы является одним из наиболее совершенных и труднодостижимых.
Характеристика основных проблем развития групп
Проблема развития группы как одной из важнейших форм социального объединения людей в процессе взаимодействия, общения и совместной деятельности является центральной проблемой современной социальной психологии.
Данный интерес обусловлен рядом принципиальных моментов. Так, одним из них можно назвать значимость группы в жизни и развитии человека. Только в условиях группы можно достичь своевременного и всестороннего развития личности, овладения навыками коммуникации и взаимодействии с другими людьми, освоения знаний необходимых для успешной социализации в окружающем обществе. Группа оказывает определенное влияние на развитие психики человека. В этой связи невозможно понять человека, изучить процессы его становления и развития как личности без анализа тех групп, членами которых он является.
С другой стороны, группа представляет собой не только совокупность людей, объединенных общей целью и деятельностью, но связанных между собой общими ценностными ориентирами. С момента своего возникновения группа представляет собой целостное явление, которое имеет свои специфические характеристики, не сводимые к индивидуальным особенностями и характеристикам ее членов. Каждая группа имеет свою особенную историю становления и развития, закономерности жизнедеятельности.
То есть, в рамках социальной психологии, группа исследуется как самостоятельный субъект деятельности, имеющий свою индивидуальную модель развития, обоснованную особенностями цели создания группы и спецификой деятельности ее участников. В этой связи рассмотрение проблемы развития группы необходимо осуществлять с точки зрения ее свойств, внутренних процессов, структуру и иерархии.
Проблематика исследования развития группы в социальной психологии состоит в том, что группу необходимо рассматривать только в единстве пространства и времени ее существования, деятельности и взаимодействия ее участников, а так же особенностей межличностного взаимодействия между ними.