Особенности подросткового возраста
Подростковый возраст - это период в возрастной психологии, определяемый в границах от 11 до 17 лет. Выделяют ранний подростковый (от 11 до 13 лет), средний подростковый возраст (от 13 до 15 лет) и возраст ранней юности (от 15 до 17 лет).
Подростковый возраст - это во всех смыслах переходный период, в это время меняется абсолютно все, от физиологии до мировоззрения. Можно выделить следующие основные уровни изменений:
- физиологический: гормональный бунт, вырабатываются специфические для полового развития гормоны
- нейрофизиологический: перестройка деятельности префронтальной коры, вследствие чего формируется снижается самоконтроль поведения, проявляется нестабильность процессов торможения и возбуждения, снижается скорость рефлекторных ответов (заторможенность), снижаются способности к концентрации внимания и дифференциации информации, ослабляется деятельность речевых центров (речь становится короткая, отрывистая однотипная)
- физический: меняются пропорции тела, росто-весовые характеристики, оформляются вторичные половые признаки, рост скелета обгоняет рост мышечной массы, у девочек отмечается прирост жировой ткани, а у мальчиков - мышечной, возрастает активность сальных желез
- социальные: расширяются социальные связи, начинают формироваться взаимоотношения с противоположным полом
- психологические: формируется позиция взрослого (подростку хочется, чтобы к нему относились как к взрослому), развивается самосознание и склонность к самоанализу, рефлексии, выстраивается Я-концепция (оформляется более четкая временная перспектива - происходит синтез себя в прошлом, настоящем и будущем), начало профессиональной ориентации
Со всеми этими изменениями подростку нужно как-то справиться и преодолеть их. Поэтому подростковый возраст - это кризисный период, для которого характерны следующие симптомы:
- яркие перепады настроения,
- дисбаланс притязаний и уровня самооценки: как правило, самооценка подростков занижена, а уровень притязаний, напротив, завышен, что формирует особую чувствительность к неудачам, оценкам со стороны,
- максимализм - проявление черно-белого мышления, которое отражает безапелляционные и очень критичные установки,
- сентиментальность,
- наличие кумиров, желание подражать им,
- конфликтные взаимоотношения с родителями,
- непринятие себя, своей внешности,
- проявление напускной развязности и самоуверенности и глубокой чувствительности
Ведущий тип деятельности в данном возрасте - общение, выстраивание отношений со своими сверстниками. Основа мотивационно-потребностной сферы в данном возрасте - формирование доверительного общения, потребность в принятии в группе, стремление занять в ней определенное положение. Именно через общение подросток развивает собственное самопознание и формирует концепцию самого себя, поэтому для данного периода характерны серьезные скачки самооценки, поскольку подросток начинает сравнивать себя с другими.
Данный период отличается противоречивостью двух тенденций - социализацией и идентификацией. С одной стороны, подростку хочется найти именно себя, но сделать это возможно только через общение, а общение требует социализации, то есть освоения социальных норм, ценностей и правил социальной группы. Это приводит к тому, что подростки нередко копируют поведение других подростков. Но внутренне им хочется прийти именно к самим себе. Именно поэтому данный период - это период противоречий между идентификацией и социализацией.
Основная задача данного возраста - поиск самого себя, выработка собственной системы координат. Для этого нужно пересмотреть уже имеющиеся позиции и установки, проверить их в жизни.
Таким образом, процесс самоидентификации – это процесс, требующий серьезных эмоциональных ресурсов, в результате чего эмоциональное состояние подростков крайне нестабильно.
Феномен одиночества в психологии
Одиночество - феномен, который не перестает терять интерес для психологии, а также и в обычной жизни. Сложно дать конкретное определение, однако в общем можно сформулировать, что одиночество - это переживание, которое характеризуется ощущением потери или разрушения связи между внутренним миром личности и реальным миром, в результате чего человек чувствует себя отчужденно.
Выделяют следующие подходы к пониманию одиночества:
- одиночество - как следствие нарушения детско-родительских отношений,
- одиночество - как феноменологическое переживание, являющееся ответом на ожидание непринятия другими людьми,
- одиночество - как экзистенциальное состояние человека, творческое начало,
- одиночество - как социальное явление, являющееся следствием трансформации социальных отношений, повышением уровня отдаленности и дистанцирования,
- одиночество - как межличностное переживание, являющееся следствием недостаточно развитых навыков, в результате чего основные социальные потребности личности не удовлетворяются,
- одиночество - как когнитивная реакция в ответ на расхождение когнитивных эталонов и актуальных социальных связей,
- одиночество - как интимное переживание, возникающее в результате рассогласования между желаемым уровнем и имеющимся уровнем в результате актуального общения,
- одиночество - как системный механизм поддержания оптимального уровня социальных контактов В рамках общесистемного подхода одиночество рассматривается как механизм обратной связи, помогающий индивиду или обществу сохранить устойчивый оптимальный уровень человеческих контактов (Дж. П. Фландерс).
С точки зрения временных характеристик, одиночество может быть: эпизодическое (в течение небольшого временного периода), ситуативное (в результате травматичной ситуации), хроническое (в течение довольно длительного временного период).
С точки зрения происхождения оно бывает: вынужденное (состояние одиночества, вызванное не своей волей, в результате изоляции), добровольное - состояние одиночества, вызванное осознанным желанием и собственной волей человека)
Помимо того, одиночество может как субъективным, так и объективным. Субъективность одиночества определяется индивидуальными факторами значимости для личности. Поэтому нередко человек может считать себя одиноким без объективных на то причин.
Факторы, способствующие развитию одиночества:
- темпераментальные особенности (инертность нервной системы, например)
- патологические личностные изменения
- психологические особенности: низкая самооценка, недостаточно развитые коммуникативные навыки, негативные опыт коммуникаций
Подростковое одиночество: причины, особенности
Одиночество в подростковом возрасте - это нормативное проявление кризиса идентичности. Подросток стремится найти себя, перестраивает свои мировоззренческие установки, на что расходуется довольно много энергетических и эмоциональных ресурсов.
Однако несмотря на значимую с точки зрения поиска идентичности роль одиночества, при долговременном действии оно может вызывать и пагубные последствия, ведь подросток внутренне хочет общения, но в результате того, что он замыкается, он уходит от контакта с социальной средой, что формирует негативный эмоциональный фон - недоверие к окружающим, падение самооценки и уверенности в себе.
Для данного возраста характерно два основных вектора одиночества - осознанное стремление к обособленности, и стремление избежать одиночества. Как правило, явными маркерами одиночества в таком возрасте является тревога и скука.
Говоря о причинах подросткового одиночества, следует отметить, что одной из основных является недостаток коммуникативных навыков: подростки порой не знают, как начать знакомство, начать разговор, и в результате выбирают стратегию привлечения внимания через демонстративное поведение, напускную автономность.
К остальным причинам относятся:
- Кризис самооценки также играет роли в формировании переживания одиночества: подросток считает себя неинтересным и скучным для других, в результате чего не предпринимает попыток для формирования коммуникации, погружаясь в одиночество, а в этом состоянии он еще будто бы убеждается в "правильности" своих мыслей, что раз он один, и с ним никто не общается, то он действительно неинтересный. так формируется порочный круг одиночества.
- Завышенные требования к другим: такая тенденция в поведении формирует у подростка ощущение, что все вокруг “тупые” и ничего не понимают, не достойны общения с ним. Так в итоге подросток тоже оказывается в одиночестве.
- Семейные паттерны взаимоотношений: негативный опыт взаимодействий родителей откладывает отпечаток на ребенке в том ключе, что взаимоотношения - это сложно, нередко сопровождается насилием и т.д.
- Черно-белые представления о человеческих взаимоотношениях (дружбе, любви): это ведет к сильной критичности восприятия актуальных взаимоотношений подростка (это "не настоящая" дружба), что ведет к снижению коммуникативной инициативы подростка, и он находятся в вечной поиске "настоящей" дружбы или любви, отстраняясь от актуального общения.
- Стиль воспитания: например, такой стиль как гиперопека формирует у ребенка завышенные требования по отношению к другому, завышенную самооценку, снижает уровень самоконтроля. Гипоопека также формирует проблемы с взаимоотношением с другими, но по механизму формирования недоверия к другим.
- Внешние факторы: частые переезды, отсутствие дополнительных секций и кружков (вторичных агентов социализации).
Таким образом, можно выделить группу конструктивных и деструктивных эффектов одиночества:
- конструктивные: возможность самопознания, обращения к самому себе, повышение навыков саморегуляции, формирование ресурсного состояния.
- деструктивные: ослабление коммуникативных способностей, формирование недоверия к другим людям, уход в зависимости, снижение самооценки, ощущение покинутости, никому ненужности.