Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Проблема исследования «Я»

Основные проблемы исследования «Я»

В исследовании проблематики в области самосознания выделяются несколько основных затруднений:

  • Исследователи акцентируются на разных предметах понимания “Я”: для кого-то важны субъектные проявления личности и внутренние источники активности. В таком ключе построены персонологические концепции, эго-психология, экзистенциальная психология, психоанализ. Для кого-то важен именно образ “Я”: в таком случае работают интеракционистские концепции.
  • Проблема исследования “Я” реализуется под разными углами зрения и в контексте разных теоретических рамок: где-то отправной точкой является теория личности, и тогда основные категории строятся вокруг процесс регуляции личности; где-то отправной точкой является сознание, и тогда важность приобретают категории самооценки, самосознания. Важную роль играет так же методологическая направленность программы исследования

История изучения «Я»

Для психологии проблема исследования “Я” является довольно новой и очень дифференцированной областью. В философии этот вопрос является более старым и более интегральным. В философии проблема «Я» прежде трактовалась в русле идеалистического концепта: Я приравнивалось к душе и являлось основным источником активности и регуляции всего поведения индивида, понималось как нечто нематериальное.

Развитие естественнонаучного знания обусловило попытку выявления наблюдаемых и материальных проявлений.

В 19 веке с развитием методов изучения сознания, большую популярность набирает такое направление, как сенсуализм, в рамках которого чувственный опыт (сенсорика) считается основным источником получения информации, а значит служит и основным источником формирования сознания. «Я» в таком контексте понимается как чувственный образ, сформированный на основе самоощущений, закрепленных по принципу ассоциаций (соединения сходных образов). «Я» выступает как память о совершенных действиях, как факт перемещения вещей посредством собственного тела, как совокупность кинестетических ощущений. Такие концепции имеют явную материалистическую направленность.

«Проблема исследования «Я»» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Однако доминирование ассоцианизма и психофизиологической направленности делает проблему «Я» ограниченной, отделяя его от социума. И неслучайно, для 19 века было характерно убеждение о том, что социум - это условия для жизни человека, некая рамка, окружающая среда. Самосознание же и рефлексия мыслились как нечто само собой разумеющееся, независимо от общества. Однако сами мотивы рефлексивного мышления вовсе не рассматривались. Первым шагом к такому рассмотрению является концепция “Я” У. Джемса, который выделяет “Я” (фактическое Я) и “Меня” (эмпирическое Я - результат взаимодействия Я с окружающей средой). Эмпирическое “Я” делится на три уровня: материально (тело, одежда, собственность), социальное (референтные группы) и духовное (способности и склонности).

В 20 веке социологизация проблемы «Я» продолжилась: социолог Ч. Кули предложил концепцию зеркального “Я”, согласно которой представление человека о себе складывается в результате интеграции представлений и оценок других людей. Эта интеграция происходит на трех уровнях: представление о том, как меня оценивает другой; представление о том, каким меня видят другие люди; связанная с этими представлениями самооценка. Значимую роль в формировании этих представлений играют первые годы взаимодействия индивида с другими, особенно с агентами первичной социализации (семья, сверстники).

Несмотря на большую степень социального контекста, в данной концепции «Я» выглядит как пассивный приемник и интегратор мнений других. Более активную позицию «Я» раскрывает в своей ролевой концепции Дж. Мид, являющийся родоначальником интеракционизма в психологии. Для него, образ «Я» (самосознание) - это результат взаимодействия человека с другими людьми. Для развития самосознания индивид должен стать объектом для анализа самого себя, а объектом он может стать только через интеграцию в социальные отношения. Таким образом, «Я» - это производное от Мы, значимый генерализованный другой. Этот значимый другой поначалу представляется конкретным человеком (родитель), затем микрогруппой людей (друзья, сверстники) и впоследствии макрогруппой (сообщество и общество в целом). Таким образом. данная концепция отражает избирательность индивида в отношение других людей, а также интеграцию не просто мнений, а конкретных ролевых взаимодействий.

Однако интеракционистские концепции, сделав большой акцент на ролевом взаимодействии личности, упустили генетические и биологические аспекты. Представители генетической школы психологии отмечают, что социальная среда является неотъемлемым условием развития самосознания, но исходной точкой остаются именно генетические и биологические предпосылки развития.

Развитие «Я» в онтогенезе

В психологии развития отмечают начало формирования Я-концепции еще в раннем детстве (возраст от 1 до 3 лет). В этом возрасте принципиальную роль играет окружающая среда: чем она богаче, тем больше впечатлений будет у ребенка. Соответственно тем выше его активность и направленность на исследование окружающего мира, а соответственно и себя в нем.

До года у малыша нет грани между собой и миром. Первый образ «Я» - телесный, потому что ребенок начинает ползать, хватать что-то, бросать. Так, к 8 месяцам ребенок постепенно ощущает свое отделение от внешнего мира.

К полутора годам у ребенка начинает формироваться вербальный образ своего «Я». В возрасте около двух лет возникает чувство собственничества: ребенок распространяет "Я" на то, что имеет.

К двум годам формируется полоролевая идентификация, в 3-4 года - полоролевая идентичность, а 5-6 лет - полоролевое поведение.

В дошкольном периоде (3-4 года) самосознание ребенка представлено интериоризированными оценками качеств и способностей взрослых: ребенок осознает в себе те качества и характеристики, которые чаще всего оцениваются окружающими. В 5-7 лет ребенок уже более адекватно оценивать себя и свои способности, однако в целом самооценка довольно завышена.

В младшем школьном возрасте (7-11 лет) Я-концепция довольно фрагментарна, в ней нет четкого видения себя, есть представления о том, что «Я» умею и не умею, что хорошо получается, а что нет. Когнитивный компонент развит слабо, вследствие чего образ статичен и неизменен: нет еще временной перспективы, видения себя в прошлом и будущем. В формировании самосознания значение имеют оценки способностей и умений учителем.

В подростковом возрасте уже (11-14 лет) самосознание бурно развивается, становится более целостным, интегрированным. Присутствует временная перспектива: ребята строят желаемые образы себя в будущем. Сильное влияние оказывает мнение сверстников, вследствие чего обнаруживается падение самоуважения, завышенные притязания и низкая самооценка. Формируется чувство взрослости.

Далее с возрастом Я-концепция обогащается и становится более интегрированной, отстроенной с точки зрения самооценки и притязаний.

Дата последнего обновления статьи: 18.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot