Идентичность (от английского — identity) — это свойство психики человека, которое позволяет в концентрированном виде выражать то, каким образом он представляет себе свою принадлежность к соответствующим социальным, национальным, профессиональным, языковым, политическим, религиозным, расовым и другим группам (общностям). Также идентичность представляет собой отождествление себя с другим человеком (людьми).
Проблема идентичности в исследованиях
В последнее время в отечественной и зарубежной литературе очень резко выросло количество публикаций, которые посвящены проблеме идентичности. Анализ литературы показал, что разработка этой проблемы не может ограничиваться исследованиями лишь единственной области науки. Она должна стать следствием междисциплинарного научного поиска.
Категорию идентичности, начиная с 3игмунда Фрейда, который вводил понятие «идентификация», анализировали последователи следующих направлений:
- Психоанализ (например, Э. Эриксон, Д. Марсиа, А. Ватерман),
- Когнитивная психология (Брейкуэлл, Г. Теджфел, Дж. Тернер),
- Символический интеракционизм (Дж. Мид, И. Гоффман, Р. Фогельсон),
- Гуманистическая психология (Э. Фромм).
Статус самостоятельного научного понятия «идентичность» получила в трудах американского ученого Э. Эриксона. В своих исследованиях «Детство и общество», «Молодой Лютер», «Идентичность: юность и кризис» он рассматривал это понятие в целом в качестве процесса организации жизненного опыта в индивидуальное «Я».
Эриксон полагал, что в качестве базовой функции идентичности должна выступать адаптация в самом широком понимании. Становление и развитие идентичности способно оберегать целостность и индивидуальность человеческого опыта, давая людям возможность предвидеть внутреннюю и внешние опасности, соразмеряя собственные способности и социальные возможности общества.
Ученый определял идентичность как внутреннюю непрерывность и тождественность личности. Он считал, что людям нужно всегда ощущать себя или осознавать собственное существование. В этом им должны помогать «значимые другие», которые признают тождество. Таким образом, идентичность начинает переживаться в качестве чувства тождественности и непрерывности собственной личности при восприятии окружающими.
Взгляды на развитие идентичности
Развитие идентичности, по мнению зарубежных ученых, проходит в несколько этапов. Также оно сопровождается кризисами в виде периодов, когда возникает конфликт между сложившейся конфигурацией составляющих идентичности и определенного способа внедрения себя в окружающий мир.
Так, Э. Эриксон считал, что формирование и развитие идентичности происходит в течение всей человеческой жизни. Она включает значимые идентификации, образующие соответствующие конфигурации. На конфигурацию идентичности влияют 2 процесса. Так, с одной стороны, людям необходимо сохранение и поддерживание чувства идентичности (например, ее потеря приводит к депрессии и самоубийству). С другой стороны, непрерывные изменения в обществе и смена значимых других предопределяет постоянные изменения в структуре идентичности человека. Идентичность является показателем зрелой личности. Ее истоки формирования могут быть скрыты в прошлых этапах онтогенеза.
Психологи различают следующие составляющие идентичности:
- Элементы идентичности, включая чувство личностного тождества и исторической непрерывности, осознанное чувство идентичности;
- Содержание идентичности, включая конституционные задатки, основные потребности, способности, значимые идентификации, эффективные защиты;
- Уровни (индивидный, личностный и социальный уровень).
Основные факторы идентичности представлены ощущением тождества самому себе и непрерывностью своего существования во времени и пространстве. Таким образом, категорию идентичности можно соотносить с понятием непрекращающегося развития «Я».
Последователи Эриксона предпринимали попытки выделить структурные компоненты идентичности. В частности, ученые, придерживающиеся психоаналитического подхода, предлагали «статусную модель идентичности». Ее основанием были параметра: наличие/отсутствие кризиса (поиск идентичности), наличие/отсутствие единиц идентичности (цели, ценности, убеждения).
Категория идентичности в зарубежных исследованиях
Дж. Марсиа подчеркивал, что идентичность у людей развивается в течение всей жизни. Это может происходить двумя путями: путем постепенного осознания некоторой информации о себе и путем самостоятельного принятия личностных решений, имеющих большое значение. Первый путь приводит к развитию предрешенной, а второй — к развитию зрелой идентичности.
В своих работах А. Ватерман акцентировал внимание на ценностно-волевом аспекте идентичности, выдвигая идею о том, что она связана с наличием у людей четкого самоопределения. Последнее состоит из системы целей, ценностей и убеждений, которыми они руководствуются в жизни (элементы идентичности). Они меняются в периоды кризиса и становятся основой для определения жизненного направления.
Проблема идентичности в зарубежной психологии рассматривалась с динамической и содержательной стороны. Наиболее значимыми для ее развития считались такие составляющие, как профессиональная сфера, область религиозных (моральных) убеждений, сфера принятия социальных ролей и политическая сфера.
Для гуманистических направлений присуще противопоставление личностной и социальной идентичности. Например, Э. Фромм писал, что кризис идентичности является кризисом современного общества. Он вызван тем фактом, что его члены становятся безликими инструментами. Их чувство идентичности основано на участии в деятельности корпораций или прочих гигантских бюрократических объединений. Фромм подчеркивал, что люди в силу одиночества и экзистенциональной раздвоенности могут стремиться к единству с самим собой, природным и социальным миром вокруг.