Детско-родительские отношения – это один из самых важных аспектов, которые изучаются психологией семьи и семейных отношений, а также возрастной психологией.
Значимость детско-родительских отношений в жизни человека
Значимость детско-родительских отношений в жизни каждого человека трудно переоценить. Именно они являются первичной системой формирования эффективных социальных отношений. Обусловлено это тем, что привязанность ребенка к родителям (родителю) обеспечивает ему необходимый уровень развития самосознания, социально-психологических качеств и раскрытия его внутреннего потенциала.
Целенаправленные исследования установок на семью и брак, начали осуществляться учеными относительно недавно. Особенно их интересует вопрос влияние детско-родительских отношений и семейный образ жизни ребенка на его последующие направленности в вопросах семьи и брака. Актуальность проводимых исследований во многом обусловлена тем, что в настоящее время отмечаются негативные изменения типа семьи, что характеризуется общим системным кризисом современного российского института семьи.
В каждой семье складываются свои особенные отношения между ее членами, формируется определенная система воспитания детей. Особое значение в воспитании имеет правильная расстановка целей и приемов воспитания. Под приемами воспитания в семье понимается допустимые и не допустимые действия по отношению к ребенку.
Влияние детско-родительских отношений на последующее формирование представлений о семье и браке у детей во многом связано с тем, как родители относятся к ребенку, какую роль он играет в семье. Кроме того, особое значение отводится и взаимоотношению между родителями, и статусу самой семьи.
Большинство современных родителей проживают совместно без регистрации брака. В случае, если между родителями установлены гармоничные взаимоотношения, основанные на любви и уважении, то наличие или отсутствие официальной регистрации брака не имеет значения для детей. В тех семьях, где родители не зарегистрированы официально, и этот вопрос постоянно поднимается между супругами, является причиной споров и скандалов, отрицательно сказывается на формировании у ребенка представлений о семье и браке.
Постепенно у подрастающего поколения искажается проекция традиционных представлений о семье и браке. Если еще несколько лет назад семейная жизнь строилась по схеме «брачность-сексуальность-прорекция (рождение ребенка)», то в настоящее время в данной схеме звенья меняются местами, либо некоторые и вовсе могут «выпадать». Несмотря на искажение традиционной схемы и не правильного построения семейной жизни, молодое поколение не видит в этом ничего страшного или предосудительного. Это связано с тем, что неверная установка на брак была дана им родителями, посредством собственного примера и не правильного воспитания.
Таким образом, детско-родительские отношения имеют особое значение в воспитании подрастающего поколения и формирования у него правильной направленности на семью и брак.
Взаимосвязь между детско-родительскими отношениями и направленностью на семью и брак
В исследованиях, проводимых с целью установления взаимосвязи детско-родительских отношений и представлений у детей и подростков о будущей семье и браке, принимали участие разные по составу и форме взаимодействия семьи. В результате проведенных исследований, было доказано, что детско-родительские отношения и отношения между родителями оказывают непосредственное влияние на формирование направленности личности ребенка на семью и брак.
В зависимости от детско-родительских отношений и стиля общения родителей с детьми, и друг другом, идет формирование у детей представлений о семье и браке.
Так, дети и подростки, которые воспитываются в благополучных семьях, связывают семейную жизнь и брак с положительно окрашенными эмоциями. Дети и подростки не испытывают чувства тревожности или враждебности по отношению к семейной жизни и необходимости в дальнейшем создать свою собственную семью.
Подростки из благоприятной группы характеризуются большей общительностью, добродушием, уверенностью в себе. Влияние родительской семьи они оценивают как благоприятное. Эмоциональное представление о будущей семье достаточно благоприятное с незначительными признаками тревоги, которые могут быть связаны с возрастными особенностями поиска своих приоритетов, некоторым отдалением от родительских фигур в подростковом возрасте и влиянием социальных установок на образ семьи. Подростки готовы вступить в брак гораздо позднее, чем подростки из неблагополучной группы. Они хотят, чтобы их будущая семья была похожа на родительскую семью. Для подростков из благополучной группы счастливая семейная жизнь является значимой ценностью.
В тоже время, дети и подростки, которые воспитываются в неблагополучных семьях, не удовлетворены своими взаимоотношения с родителями и иными членами семьи, испытывают дефицит внимания со стороны родителей, воспринимают семейную жизнь негативно и враждебно. Это связано с тем, что происходящее в родительской семье не отвечает их потребностям и не представляет собой нравственные ценности.
Эмоциональные представления о семье и браке у детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях, являются тревожными по отношению к образу своего будущего партнера, а также к возможности иметь своих детей, нести за них ответственность.
Несмотря на весь негативизм по отношению к семье и браку, подростки из неблагополучных семей рассматривают их с функциональной точки зрения. То есть, семья и брак видятся им не как форма взаимодействия людей, основанная на взаимном уважении и любви, и способная приносить определенное моральное и эмоциональное удовольствие, а как форма удовлетворения своих физиологический потребностей. Создание семьи для данной группы подростков видится как один из возможных способов существования.
Еще одной особенностью направленности на семью и брак у подростков из неблагополучных семей, является то, что они не допускают мысли о том, что их семья может распасться. В этой связи они не идут на компромиссы, тяжело прощают партнера за ошибки. Все это связано с негативными детско-юношескими отношениями и собственным личным опытом проживания в такой семье.