Понятия дисциплины и саморегуляции
Саморегуляция – это процесс управления собственными физиологическими и психологическими состояниями, а также поступками.
Дисциплина является более широким понятием, чем просто совокупность правил, подлежащих неукоснительному исполнению. Она подразумевает обучение ребенка правильному поведению. В раннем возрасте он еще не способен управлять своим поведением, держа под контролем внутренние побуждения. Детям необходимо руководство взрослых.
Маленький ребенок может испугаться, если его предоставить самому себе. В качестве приемов организации дисциплины в этом возрасте выступают:
- Прикосновения, объятия, поцелуи;
- Похвала (порицание);
- Объяснения;
- Формирование правил.
Для достижения желаемого результата данные приемы необходимо использовать в комплексе.
Развитие саморегуляции представляет собой одну из центральных линий развития ребенка в раннем возрасте. При осуществлении разнообразных видов деятельности, осваиваемых дошкольниками, происходит формирование произвольной регуляции поведения и деятельности, способность к самоконтролю.
Для первого года жизни уже характерно формирование произвольных движений. В период 2-3 года закладывается основа регулирующей функции речи, а с 4 лет происходит развитие контроля над собственными действиями, при этом нарушение правил поведения можно заметить уже с 3 лет.
В дошкольном возрасте проявляется первая самооценка. Ее значение в регуляции поведения будет расти постоянно. Данные изменения способствуют формированию условий для развития основ произвольной саморегуляции.
Приучение к дисциплине детей в раннем возрасте
Часто в жизни возникают ситуации, когда взрослый сердится на ребенка за его поступок, но дети не всегда имеют намерение поступать плохо. Нежелательное поведение в детском возрасте — это чаще всего продукт любознательности.
Мышление ребенка в раннем возрасте еще не настолько развито, чтобы он мог предвидеть последствия собственных поступков. Главной заботой взрослых здесь является обеспечение мер предосторожности для исключения повторения необдуманных действий детей.
Обвинение и телесное наказание не будет эффективным, так как ребенок зачастую просто не понимает, что он сделал не так. Здесь нет также уверенности в том, что он не станет совершать тех же ошибок в последующем. Когда на него кричат или стыдят, то больше всего страдает самолюбие. Если же начать использовать физическую силу, то ребенок будет считать, что при наступлении разногласий с другими, можно будет поступать аналогично.
Правила необходимо излагать четко и определенно, последовательно проводя в жизнь. Если дети знают, что им надо мыть руки перед едой всегда, то они безоговорочно подчиняются. Если они знают, что садиться за стол с чистыми руками можно не в любом случае, то будут стараться нарушать данное правило каждый раз.
Ребенку в раннем возрасте нужно объяснять любое правило, поскольку в 3 года он уже начинает воспринимать разумные доводы (например, руки необходимо мыть, чтобы в рот не попали микробы). Это тот самый возраст, когда ребенку можно что-то объяснить, при этом он будет следовать правилам сознательно, а не в зависимости от принуждения.
Важно здесь то, что правило должно соответствовать уровню развития ребенка. Так, за то, что он рассказывает выдуманную историю, не надо наказывать. Ведь все взрослые знают, что для развития немного воображения полезно.
Правила должны быть выполнимыми. Что касается их количества, то оно должно быть разумным. Игнорировать незначительные, неопасные отклонения в поведении также необходимо (например, хвастовство и нытье). Как только дети понимают, что с помощью подобного поведения невозможно привлечь ничьего внимания, они прекращают его.
О детях раннего возраста уже можно сказать, что они достаточно созрели для появления собственных желаний. Когда на них давят, то происходит и усиление сопротивления. Лучше всего будет похвалить, когда ребенок делает что-то хорошо. Если же он собирается сделать что-то запрещенное, то своевременно отвлечение внимания здесь может помочь.
Для ребенка раннего возраста важны положительные эмоции. Их должно быть больше, чем отрицательных. По меньшей мере, 20 раз в день следует сказать, как хорошо себя ведет ребенок. В целом похвалу можно считать способом передачи собственных ожиданий. Она призвана развивать у ребенка чувство уверенности в своих силах.
Взрослые должны отслеживать и свое поведение, показывая детям хороший пример. Это обусловлено тем, что малыши очень наблюдательны и все копируют. Таким образом, чтобы из маленького ребенка получился дисциплинированный взрослый, ему нужны терпеливые и любящие учителя (например, в виде родителей).
Развитие саморегуляции у детей дошкольного возраста
Один из основных показателей готовности ребенка к школе — это развитие произвольности, которое обеспечивает полноценное функционирование всех психических функций и поведения в целом. Ребенок с недостаточно сформированной произвольностью будет хуже включаться в процесс обучения. По этой причине развитию произвольности как многокомпонентному процессу родители должны уделять особенное внимание.
Саморегуляция представляет собой процесс управления психологическими и физиологическими состояниями. Развитие этого процесса является одной из центральных линий развития ребенка. Разнообразие видов деятельности, осваиваемых ребенком, объединяет то, что в их пределах формируется важнейшее личностное новообразование данного периода — произвольная регуляция поведения и действиях, способность контролировать себя.
Психическая саморегуляция рассматривается в рамках самостоятельного и целенаправленного изменения субъектом регуляторных механизмов психики с помощью ресурсов бессознательного уровня. Общие закономерности этого процесса могут быть реализованы в индивидуальной форме, которая зависит от следующих составляющих:
- Конкретные условия,
- Характеристики нервной деятельности,
- Личностные качества субъекта,
- Привычки человека и организация действий.