Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Основные положения семейной коммуникативной психотерапии

Все предметы / Психология / Основные положения семейной коммуникативной психотерапии
Определение 1

Семейная коммуникативная психотерапия – это специфическое направление психотерапии, которое направлено на коррекцию межличностных взаимоотношений.

Принципы и цели семейной психотерапии

Основная цель семейной коммуникативной психотерапии заключается в ликвидации эмоциональных и коммуникативных нарушений в семье. Она представляет собой психотерапевтическую помощь человеку в семье и через нее. Объект семейной терапии чаще всего — это не только «разлаженная» семья, но и в целом семейные отношения, которые находятся в состоянии кризиса.

Замечание 1

Основным направлением работы в рамках семейной коммуникативной психотерапии считается поиск ресурсов семейных отношений, способностей и побудительных причин. Все это требуется для трансформации и акцентирования внимания на решении актуальных ситуаций и насущных проблем.

В состав универсальных целей соответствующих технологий семейной психотерапии необходимо включить:

  • Процесс трансформации в семье системы представлений об актуальных проблемах;
  • Изменение позиций членов семьи на сущность и причины возникновения проблемы;
  • Формирование альтернативных вариантов решения проблем с помощью прямого или непрямого воздействия;
  • Снижение эмоциональной вовлеченности в симптоматическое поведение;
  • Исправление разных аспектов иерархической неадекватности;
  • Совершенствование стиля семейной коммуникации;
  • Открытие семейных секретов и др.

Если обратиться к коммуникативной терапии, то в ее основе лежат несколько принципов. Так, психологи утверждают, что члены семьи должны говорить о своих мыслях и чувствах от первого лица, при этом они получают возможность более точно выражать собственные чувства.

В ходе осуществления семейной коммуникативной терапии вербальное и невербальное выражение чувств пациентов должно совпадать. Психолог должен при этом учитывать уровень понимания собеседника.

Готовые работы на аналогичную тему

Процесс терапевтической работы с семьей включает 5 стадий. На первой из них происходит коммуникативная диагностика семейной проблемы, в ходе чего терапевт включается в семейную коммуникацию. Чаще всего этот процесс сопровождается хаотической реакцией (неконтролируемой неадаптивной реакцией), которая мотивирует потребность в личностном росте.

Психолог при решении проблемы коммуникации в семье проводит тренинг навыков адаптивного общения, после чего возникает этап новой семейной ситуации. Последняя стадия может быть похожа на первую. Именно по этой причине терапевтический цикл необходимо повторить несколько раз. Тем не менее, с каждым разом стадия хаоса (хаотической реакции) становится все более короткой и все менее противоречивой.

Задачи семейной коммуникативной психотерапии

В целом, среди базовых стратегических задач в семейной коммуникативной психотерапии необходимо выделить следующие процессы:

  • Совершенствование семейного микроклимата;
  • Формирование ощущения уважения потребностей и интересов членов семьи;
  • Преодоление точки зрения, которая связана с приписыванием возникновения проблем в семье кому-то одному;
  • Разработка более толерантного отношения к лидеру, проявляющемуся в какой-либо ситуации;
  • Появление способности к сопереживанию и пониманию;
  • Появление способности принимать отличия в точках зрения;
  • Совершенствование навыка совместного и самостоятельного решения проблем;
  • Освобождение одного или нескольких участников семейных отношений от так называемой роли «козла отпущения»;
  • Создание способности проводить самоанализ;
  • Процесс укрепления независимости и др.

Системная семейная психотерапия

Одно из направлений семейной коммуникативной психотерапии представлено психотерапевтическим направлением, рассматривающим системные взаимосвязи и межличностные отношения как базис для диагностирования и терапии межличностных конфликтов.

Для системного подхода характерен конструктивизм и единая теория систем. По мере развития индивидуальных психотерапевтических практик происходит рождение и последующее формирование системной семейной терапии.

Семейную систему коммуникации можно считать такой, которая находится в устойчивом взаимном обмене с окружающим миром, тогда, когда она представляет собой открытую (самоорганизующуюся) систему. Говоря иначе, поведение системы можно считать разумным, а генератор трансформаций системы размещенным внутри нее самой, если поведение членов семьи обусловлено связью их мотивов и потребностей.

Семейная система — это некоторая группа индивидов, связанная через единое место проживания, ведение совместного хозяйства, а самое главное – взаимоотношения. Достаточно часто все то, что случается здесь, не зависит от намерений, целей и желаний субъектов, включенных в подобную семейную систему. Это обусловлено тем, что семейную жизнь регулируют и управляют свойства системы. Системная семейная психотерапевтическая теория в области коммуникации утверждает, что мысли и действия индивидов считаются вторичными. Они полностью основаны на законах и нормах функционирования семейной системы (принцип тотальности системы).

Семейная психотерапия в области коммуникаций представляет собой отдельный подход. Его цель представлена коррекцией коммуникации, решением семейных конфликтов, совершенствованием эмоциональной сферы семьи.

Семейная терапия может длиться от нескольких сеансов до 2 - 3 лет. Ее продолжительность зависит от тяжести психических нарушений у «носителя симптома», мотивов членов семьи к достижению своих целей (выраженный психотерапевтический эффект), выраженности в семье межличностных конфликтов.

Изначально терапию проводят не чаще, чем 2 раза в неделю. Через определенное время, после происхождения определенных изменений в эмоциональной сфере, встречи назначаются с периодичностью два раза в месяц, а потом, - раз в 3 недели.

Семейная психотерапия осуществляется в 4 этапа. На первом из них ставится диагноз (диагностический этап), на втором происходит устранение семейного конфликта. Далее следуют восстановительный и поддерживающий этап.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис