Притязание — это стремление получить что-либо (например, путем предъявления собственных прав на что-либо). Проявляя притязание, человек пытается, как правило, достичь чьего-либо признания или одобрения.
Феномен притязания
Психолог В. Штерн проводил психологическое исследование раннего детства. В нем, кроме рассмотрения познавательных процессов и личностных качеств ребенка, он обнаружил феномен притязания на признание.
С раннего возраста у детей происходит развитие притязаний на признание среди сверстников. В Большом психологическом словаре В. С. Мухиной при рассмотрении данного понятия было отмечено, что в ходе общения у дошкольников уже в раннем возрасте развиваются притязания на признание со стороны сверстников и взрослых. Пока дети малы, данная потребность может выражаться открыто.
Притязание дошкольника означает предъявление своих прав на общественное уважение со стороны других людей. По своей сути, притязание на признание является социальной потребностью в уважении. Именно такое понимание притязания на признания стало основополагающим в различных научных обсуждениях.
Особенности притязаний дошкольников
Детские притязания возникают в процессе общения со взрослыми. Далее они переносятся и на отношения со сверстниками. Притязания, которые были обретены в общении и становятся положительным достижением социального развития ребенка. Они организуют его активную позицию к окружающим людям и самому себе. Тем не менее, детским притязаниям в качестве позитивного феномена часто сопутствуют негативные образования (например, лживость, зависть).
В своем труде «Психология раннего детства до шестилетнего возраста» В. Штерн отмечал то, что очевидное не всегда оказывается понятным. В ходе истории в современной реальности люди неизменно сталкивались и продолжают сталкиваться с феноменом детства в каждой семье, государстве и мире в целом. Ученый считал, что именно в подобных очевидных и простых реалиях происходит зарождение новых открытий в области развития психики человека.
В. Штерн считал, что молодость человека можно разделить на 3 замкнутых на себя отдела (период каждого длится 6—7 лет). Первый период развития ребенка включал возраст до 7 лет, в т. ч. следующие возрасты:
- Младенческий,
- Ранний,
- Дошкольный.
Период жизни ребенка до шести лет ученый описывал в контексте игры. Он полагал, что развитие притязаний на признание происходит, с одной стороны, в пределах пространства прирожденных свойств и задатков индивида. Задатки притязаний на признание со стороны сверстников связаны с наследственностью. Они заключаются в некоторых неизменных принудительных путей, которые навязаны ребенку предками. С другой стороны, Штерн определял общие тенденции, специализация которых находится в зависимости от индивидуальной деятельности и внешнего воздействия.
Сегодня в психологической науке притязания на признание считают результатом развития потребности быть принятым другими людьми, для дошкольника сначала — это близкие взрослые, а в дальнейшем — сверстники. Развитие притязания на признание — это феномен, осуществляемый в пространстве социальных отношений. В них взаимодействуют воспитание и окружающая среда, которые предопределяют фактическое развитие.
Если взять за основу идеи В. Штерна и обратиться к идеям В. С. Мухиной, то можно сделать вывод, что развитие притязания на признание происходит на основе биологического и социального фактора. Мухина также вводит еще один значимый фактор. Она считала, что развитие личностных качеств, которые исходят от идентификации и обособления, связано с врожденными предпосылками, социальными условиями и внутренней позицией дошкольника.
Внутренняя позиция представляет собой особое отношение к миру. Это одновременно ответственное и ценностное отношение индивида к окружающим людям, к самому себе, к своему жизненному пути и к жизни в целом. Данный феномен считается особым, определяющим и мощнейшим фактором развития в обществе.
Формирование притязаний дошкольника на признание сверстников
С момента рождения ребенок овладевает формами поведения среди других, свойственными человеку. Развитие детской личности предопределяется становлением его внутренней позиции. Данное движение онтогенеза объединяется с развитием внутренней позиции. Последняя отличает дошкольника от других, неся в себе одновременно возрастные и общечеловеческие внутренние черты.
На примере дневниковых записей исследователи отметили, что стремление детей к проявлению внутренней позиции проявляется еще в раннем возрасте. Тенденция развития идет от периферического к центральному, предопределяя возможность формирования самосознания. Осознание дошкольниками чувств, мыслей и мотивов поведения постепенно. В этом процессе взрослые показывают внешние социальные побуждения и учат правильно реагировать на них, влияя этим на развитие самосознания.
Уникальные и неповторимые особенности ребенка (В. С. Мухина) включают 5 структурных звеньев самосознания:
- Имя, представляющее собой социальный знак, который обладает индивидуальным значением;
- Притязание на признание, которое имеет собственные предтечи в недрах общественной истории;
- Половая идентификация с ее социальными ожиданиями и индивидуальным воплощением;
- Психологическое время личности, которое рассматривается с помощью контекста мифологического мировосприятия и религиозных вероучений, научных концепций и субъективного восприятия;
- Психологическое пространство, которое показано через преломление социальных нормативных ценностей в пределах индивидуального сознания.
Притязание на признание помогает ребенку отстаивать свои права в среде сверстников, проявляя свою индивидуальность.