Неопределённость — это отсутствие или недостаток определения информации о чём-либо.
Особенности принятия решений в условиях неопределенности
В психологической регуляции принятия интеллектуальных решений на ведущий уровень выходит именно мышление. Категория латентных переменных в психологическом знании конкретизируется по-разному. В целом она соответствует предположению о возможности рассмотрения интегративных образований, которые представляют глубинные структурные связи эмпирически представленных психологических переменных.
Выборы регулируют динамические иерархии процессов. Они представляют собой динамические регулятивные системы (ДРС), которые включают когнитивный и личностный компонент. Их интегрирование осуществляется каждый раз снова («здесь и сейчас»), а их актуалгенез отражает единство действия интеллектуально-личностного потенциала личности.
Ученые обосновали теорию множественной многоуровневой регуляции решений и ложный характер дихотомии в рациональном и личностном выборе. В основу этого легла концепция единства интеллекта и аффекта Л. С. Выготского. Развить ее можно относительно выборов человека в условиях неопределенности.
Динамические регулятивные системы формируются в качестве функциональных единиц, которые одновременно включают компоненты, условно относящиеся к шкалам измерений интеллекта, свойств личности и новообразований. Здесь важно учесть, что уже установленные в психологии интерпретационные гипотезы о структурирующей функции мотива и включения личностной регуляции в становление интеллектуальных стратегий, нельзя напрямую переносить на понимание принятия решения в так называемых закрытых задачах (условиях неопределенности).
Толерантность к неопределенности и эмоциональный интеллект
Научные сравнения критериев принятия решений в группах, которые различаются по уровню эмоционального интеллекта и личностным переменным, становятся важным путем решения вопроса о влиянии личностных свойств на выбор человека. Такое направление, как структурное моделирование предопределило возможность конкретизации и количественного выражения силы связей между латентными и измеряемыми критериями.
Тем не менее, именно динамическая составляющая взаимосвязи переменных эмоционального интеллекта с показателями мышления не отражена в структурных моделях. По этой причине актуальным осталось обращение к арсеналу средств классической психологии мышления, в том числе приемам экспериментальной развертки процессуального развития (актуалгенез решений).
Один из таких приемов представлен заданной методической возможности человека взять подсказку. Обзор по видам подсказки, включая ее регулятивную роль в решении простых и сложных когнитивных задач, показывает тренд в сторону исследования эффектов прайминга (в частности, эмоциональная подсказка). В соответствии с позицией авторов обзора в качестве подсказки может выступать событие, увеличивающее вероятность решения. Также это может быть событие, которое делает решение более быстрым.
Классики психологии (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Я.А. Пономарев), как правило, заостряли внимание на психологические условия принятия подсказки (в соответствии со стадией собственных размышлений личности, которая решает задачу). Так, в школе О. К. Тихомирова воздействие подсказки рассматривали при исследовании диалога человека и компьютера. Специалисты показали, что внутренние средства и ориентиры принятия решения меняются в зависимости от характера эмпирических обобщений результатов компьютерного анализа и собственной познавательной активности.
Новые обобщения свойств элементов ситуации, представляющие собой промежуточные внутренние ориентиры, дают возможность выдвигать новые гипотезы и предвосхищения. Это значит, что на принятие решений в условиях неопределенности влияют не только объективные данные, которые были сгенерированы компьютером и расширили информационное пространство задачи, но и субъективное восприятие информации личностью в условиях выбора (лучшее решение, лучшая альтернатива).
Особенности принятия решений и влияние на него эмоционального интеллекта
Понимание толерантности к неопределенности связано с субъективной неуверенностью, так и с принятием человеком нового, неизвестного, противоречивого, неясного. На все это также оказывает воздействие эмоциональный интеллект. В разных подходах толерантность к неопределенности показывается как разное отношение.
Отношение может быть представлено с двух сторон:
- Положительное отношение к неопределенности (вызов со стороны условий, которые задают новые возможности проявления себя);
- Отрицательное отношение, предполагающее отсутствие устойчивости к неопределенности (неопределенность воспринимается в качестве угрозы).
Если эмоциональный интеллект, наряду с субъективной неопределенностью и толерантностью к ней рассматривался в качестве условия внутренней регуляции познавательных стратегий, то выявление конструкта интолерантности к неопределенности оказывается больше связанным с анализом личностных свойств.
Психологи, осуществляя поиск факторов личностной регуляции решений, реализовали путь поиска отдельных свойств (факторы мотивации, саморегуляции, нравственное самосознание личности), которые связаны с характеристиками решений. В качестве еще одного пути выступает направленность на поиск целостных интегративных образований. В них переменные имманентным образом связаны с диапазоном прилагаемых усилий для исключения неопределенности.
Латентные переменные, которые оказывают влияние на этот процесс, включают:
- Принятие неопределенности и риска,
- Эмоциональный интеллект,
- Ригидная рациональность.