Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Экономико-психологические факторы дифференциации распределительных моделей экономического поведения

Все предметы / Экономическая теория / Экономико-психологические факторы дифференциации распределительных моделей экономического поведения

Общие сведения об экономическом поведении

Определение 1

Экономическим поведением принято называть определённый образ взаимодействия индивидов с окружающей средой, который сложился под воздействием экономических интересов и социальных стереотипов и заключается в переборе альтернативных вариантов с целью максимизации выгод и минимизации издержек.

В экономической науке принято считать, что экономическое поведение должно быть рационально обоснованным. Однако поступки и действия людей не поддаются единообразному подходу к рассмотрению. Экономическое поведение бывает многомерным, многозначным, многовариантным.

В тоже время экономическое поведение большинства людей преимущественно базируется на следующих шести принципах:

  • максимизационные намерения и действия индивидов имеют определенную ценностную направленность;
  • максимизирующее действие во всех его проявлениях в концентрированном виде выражает личный экономический интерес;
  • личностные (субъективные) оценки людей экономических благ, полезность от потребления которых пытаются максимизировать, и их ценовых «аналогов» взаимосвязаны между собой;
  • расчет потенциальных выгод и издержек для индивидов находит выражение в виде определенной степени квалификации;
  • экономические субъекты имеют устойчивое стремление действовать в рамках приемлемого баланса объективно существующих выгод и издержек;
  • неизбежна неточность анализа, оценки экономических действий и получения обусловленных ими данных, что выражается в существовании определенной вероятности допущения ошибок и неправильных действий.

Характеристика моделей экономического поведения

Поведение каждого экономического субъекта отличается друг от друга наличием определённых особенностей. Однако в каждом из них можно выделить некий постоянный набор свойств, что позволяет учёным установить существование следующих моделей экономического поведения:

Готовые работы на аналогичную тему

  • монетарное поведение – центральным моментом этого поведения выступают деньги и связанные с ними экономические действия: распределение, калькуляция, обмен и т.д.;
  • маркетинговое поведение – заключается в изучении развития рынка и попытке соответствующего воздействия на него или на его отдельные элементы;
  • инвестиционное поведение – заключается в постоянном поиске наиболее прибыльных сфер экономики для того, чтобы имеющиеся ресурсы разместить именно там и, тем самым, максимизировать уровень своей доходности;
  • предпринимательское (инновационное) поведение – заключается в ориентации на то, что в условиях рыночной неопределенности экономическим субъектом будет достигнута определенная норма прибыли.

Кроме того, особое место в экономике занимает девиантное поведение. Эта модель поведения заключается в отклонении от общепринятых моделей поведения в связи с нарушением принятых в сфере экономики норм и правил. Подобные поведенческие отклонения могут быть вызваны следующими причинами:

  • естественными или искусственными ограничениями использования в сфере экономике способностей;
  • недостаточным уровнем информационного обеспечения;
  • желанием продемонстрировать публике своё мнение;
  • недовольством из-за отсутствия доступа к управлению;
  • подражанием, копированием девиантного поведения других людей;
  • попыткой внедрения инноваций в хозяйственную деятельность и др.

Таким образом, в науке выделяют несколько моделей экономического поведения субъектов хозяйственной деятельности, которое может быть изменено под действием ряда экономико-психологических факторов.

Описание экономико-психологических факторов экономического поведения

Центральное место в экономическом поведении субъектов занимает совершение выбора из множества альтернатив в пользу того или другого варианта экономического действия. В данном случае удобнее рассмотреть отдельные этапы принятия этого решения, на каждом из которых действует отдельная группа экономико-психологических факторов.

  1. Формирование представления субъекта о целях (критериях, предпочтениях) выбора. Это представление отражает всю информацию, которая доступна субъекту об окружающем мире, психологические особенности его восприятия и интерпретации этой информации, степень мобилизации и использования интеллектуальной энергии, а также анализа собственных эмоций.
  2. Формирование альтернатив (пространства) выбора субъекта. Требует серьёзной работы памяти, интеллекта и эмоций для привлечения и анализа значительного объема информации, каждая из которых несет различную эмоциональную окраску.
  3. Выбор альтернативы, соответствующей цели субъекта. Субъект в данном случае может ориентироваться либо на популярные модели поведения (сливаясь с толпой), либо на выделение своей индивидуальности, оригинальности. Кроме того, сильное влияние на выбор альтернативы оказывает склонность субъекта к осторожности в поведении.
  4. Влияние на субъект особенностей ситуации выбора. По мере осуществления анализа возможных вариантов субъект меняет свои предпочтения и переосмысливает критерии выбора. Кроме того, перспективы развития внешней среды неопределенны заранее, что также оказывает соответствующее влияние.
  5. Отношение субъекта к цели. Субъекты в процессе принятия решений могут либо не воспринимать долгосрочные последствия реализации тех или иных альтернатив, либо сосредотачиваться на долгосрочных последствиях, пренебрегая ближайшими. В этой связи с течением времени может возникнуть отвращение к избранной цели. На это также влияет отношение субъекта к своей истории.
Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Екатерина Петровна Попова

Эксперт по предмету «Экономическая теория»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис