Педагогическая психология — это отрасль психологии, которая изучает развитие психики человека в процессе воспитания и обучения и разрабатывает психологические основы этого процесса, а также методы обучения и воспитания, повышающие эффективность выполнения образовательных задач.
Особенности педагогической психологии
Педагогическая психология (психология образования) представляет собой раздел психологической науки, который направлен на исследование воспитания и обучения. Эти методы способны повысить эффективность исполнения образовательных задач, эффективность мер педагогики. Они направлены на улучшение психологических аспектов преподавания и т. д. По предмету и методу это направление тесно примыкает к социальной психологии, с другой стороны, оно близко когнитивной психологии.
Педагогическая психология является самостоятельной отраслью психологической науки. Она близка к возрастной психологии и психологии труда, благодаря общему объекту изучения. Объект исследования всех данных отраслей психологии представлен человеком в процессе его развития. Предметы этих направлений отличаются.
В качестве предмета педагогической психологии выступает не просто психическое развитие индивида, как в направлении возрастная психология, а роль в данном процессе обучения и воспитания (определенные виды деятельности). Именно это позволяет поставить в один ряд педагогическую психологию и психологию труда, предмет которой представлен развитием психики человека под воздействием трудовой деятельности. Один из видов трудовой деятельности — это именно педагогическая деятельность, которая оказывает прямое воздействие на развитие психики (учеников и педагогов).
Предмет педагогической психологии — это факты, механизмы и закономерности освоения людьми социокультурного опыта, включая изменения в уровне интеллектуального и личностного развития, вызываемые таким освоением. В частности, педагогической психологией исследуются:
- закономерности овладения знаниями, умениями и навыками;
- аспекты формирования у учащегося активного самостоятельного и творческого мышления;
- воздействие обучения и воспитания на развитие психики;
- условия развития психических новообразований;
- психологические аспекты личности и деятельности педагога.
Специфика методологии педагогической психологии
Особенности методов и методик педагогической психологии определяет специфика предмета исследования. В ней широко применяется анализ продуктов деятельности (например, результаты решения задач, конспектов, сочинений, продуктов труда, творчества и др.), метод беседы, анкетирование. Формирующий эксперимент вместе с методом наблюдения также включен в состав самых доступных и часто используемых методов педагогической психологии. Наряду с этим, все больше распространяется в этом направлении метод тестирования.
Для исследования взаимоотношений между обучающимися в классе (группе) вместе с долговременным наблюдением с успехом применяется социометрический метод. В отношении изучения личностных, индивидуальных психологических особенностей учащихся или их деятельности часто берется за основу метод обобщения независимых переменных. Для него характерно обобщение данных об одном ученике, которые получены от разных преподавателей. Обобщению могут подвергаться лишь те данные, которые были обнаружены в разных видах деятельности при прочих равных условиях анализа личности.
Если взять за основу методологические принципы психологии (например, системность, комплексность, развитие, единство сознания и деятельности), то педагогическая психология в каждом отдельном исследовании может использовать систему методов (например, частные методики и процедуры исследования).
Как правило, один метод выступает как основной, а другие становятся дополнительными. При целенаправленном исследовании в педагогической психологии можно взять за основу формирующий эксперимент. Дополнительные методы к нему представлены беседой, анализом продуктов деятельности или тестированием. На практике отдельный преподаватель в качестве основных методов выберет наблюдение и беседу с дальнейшим анализом продуктов учебной деятельности обучаемых.
Принципы исследований в педагогической психологии
Для методологического знания особенно большое значение имеют принципы (требования) исследовательской деятельности. Принцип в отличие от требования должен обладать более глубоким и развернутым научным обоснованием (например, он должен отражать способ достижения целей на основании учета объективных закономерностей). Принципы носят более обобщенный характер, то есть могут применяться к исследованию любой ситуации в данной сфере. Принцип в любом случае обязателен для исполнения.
Принципы педагогической психологии включают:
- Принцип объективности психолого-педагогического исследования;
- Принцип сущностного анализа;
- Генетический принцип;
- Принцип единства логического и исторического;
- Принцип концептуального единства и др.
Основополагающий принцип любого научного исследования заключается в методологическом принципе объективности, который выражен через всесторонний учет порождающих соответствующее явление факторов и условий. В них происходит их развитие. Адекватность исследовательских подходов и средств дает возможность получать истинные знания об объектах, предполагая исключение субъективизма.
Соблюдение принципа сущностного анализа в психолого-педагогическом исследовании относится к соотнесению в исследуемых явлениях общего, особенного и единичного. В соответствии с этим принципом происходит проникновение в их внутреннюю структуру, раскрытие законов их существования и действия.
Педагогические процессы сложны, многофакторны и динамичны по своей природе. По этой причине одно из важных требований заключается в необходимости учета непрерывного измерения, развития изучаемых элементов и педагогической системы в целом.