Детская психология — это направление психологии, которое занимается исследованием закономерностей психического развития ребёнка. Эта наука напрямую связана с педагогической психологией и педагогикой, физиологией, возрастной морфологией.
Особенности детской психологии, ее предмет
Предмет детской психологии представлен исследованием условий и движущих причин онтогенеза. Онтогенез — это процесс индивидуального развития организма.
Детская психология рассматривает:
- развитие психики ребенка;
- развитие отдельных процессов (например, эмоциональные, волевые, познавательные и др.);
- развитие видов деятельности (например, игра, труд, учение);
- формирование личности;
- возрастные и индивидуальные психологические особенности.
Общие методы, которые использует детская психология, как правило, похожи на методы психологической науки в целом. Они включают беседу, систематическое наблюдение, сбор и анализ продуктов деятельности (например, рисунок, лепка, конструирование, литературное творчество), разные типы эксперимента.
Детское развитие приводит к изменениям биологического, психологического и эмоционального характера. Они происходят между рождением и окончанием подросткового возраста.
Развитие представляет собой непрерывный процесс, обладающий предсказуемой последовательностью. Тем не менее, имея уникальное направление для каждого ребенка, оно не происходит с одной скоростью. В нем каждая стадия будет зависеть от прошлого опыта развития.
На изменения в развитии оказывают сильное влияние генетические факторы и события, которые происходили в процессе пренатальной жизни. В последнее время особенности генетики и пренатального развития стали включаться в исследования детского развития.
Принято выделять различные определения периодов в развитии детей, поскольку каждый из них представляет собой континуум с индивидуальными различиями в отношении начала и завершения. Детская психология берет за основу несколько периодов развития (например, младенец, дошкольник, младший школьник, подросток и др.).
Направление детской психологии помогает оптимальному развитию детей, которое считается жизненно важным для всей общественной жизни. Специалистам в этой области важно понимать развитие ребенка, имеющее социальный, познавательный, эмоциональный и образовательный характер.
Принципы детской психологии
Методы детской психологии и их специфика может определяться спецификой ее объекта. В качестве объекта этого направления выступает развитие детской психики. Грубые вмешательства со стороны взрослых людей могут затормозить или исказить процесс психического развития. По этой причине главный принцип изучения детской психологии — это принцип гуманизма и педагогического оптимизма. Эти принципы состоят в требовании не навредить.
Психологам, работающим с детьми, важно чувствовать особенную ответственность. Они не должны торопиться, им необходимо разобраться в настоящих причинах поведения детей путем выделения психологических особенностей и закономерностей. В этом случае имеет значение тактичность, чуткость, бережное отношение к малышам.
Для принципа эффективности и научности характерно исследование психологического развития, включая его механизмы и закономерности. Это происходит через категории именно детской психологии, а не с позиции других научных направлений. При этом следует помнить, что ребенок не является маленьким взрослым. Это полноценный человек, который обладает собственным видением мира, в том числе образ мыслей, содержание и выражение переживаний.
Развитие внутреннего мира дошкольника происходит в соответствии со своими законами, которые необходимо постичь исследователю. По этой причине до того, как приступать к исследованию этого мира, важно получить специальные психологические знания, освоить понятия и базовые концепции психологической науки.
В основе принципа детерминизма лежит то, что становление психических функций и свойств, включая аспекты их проявления, связано с внешними и внутренними причинами. Они связаны с условиями воспитания и жизни, особенностями социального окружения ребенка.
Методы детской психологии
Метод представляет собой способ, с помощью которого происходит сбор или обработка научных фактов. В состав основных методов детской психологии необходимо включить:
- Наблюдение,
- Эксперимент,
- Беседа,
- Исследование и анализ продуктов детской деятельности.
В качестве ведущего метода выступает наблюдение, которое характеризуется целенаправленным восприятием и фиксацией психологических фактов. Любой тип наблюдения должен предполагать наличие четко поставленной цели. Перед наблюдением специалисты должны составить схему, которая в последующем сможет помочь точно интерпретировать информацию.
До начала использования метода исследователь предполагает, что он может увидеть. В противном случае многие факты можно пропустить по причине незнания об их существовании. Не бывает несущественных фактов, поскольку каждый из них должен нести информацию о психологической жизни детей.
Наблюдение может быть полным и частичным, включенным и невключенным. Для первого из них присуще исследование всей совокупности психических проявлений, для второго — только одного из них (например, речи, игры). Процесс наблюдения полностью зависит от позиции наблюдателей, которые могут включаться в группу детей для взаимодействия с ними. Они одновременно наблюдают или находятся вне детской деятельности.
Еще один популярный метод — это эксперимент, предполагающий специально сформированные условия для анализа и изучения психики детей. Данные условия определены методикой осуществления эксперимента. Она включает цель, описание материала, ход исследования, критерии по обработке информации. Любые рекомендации, прописанные в методике, необходимо строго соблюдать, поскольку они подчиняются целям исследования.