Понятие «психологический анамнез»
Психологический анамнез – это получение сведений из истории жизни пациента, непосредственно касающихся психологических аспектов проблем со здоровьем и индивидуальных психологических особенностей.
Термин анамнез имеет греческое происхождение и является медицинским термином. В переводе он означает «воспоминание».
Сведения о больном и его заболевании получают во время опроса самого пациента. Данная информация необходима для выбора оптимального лечения и профилактики.
Первоначально понятие психологический анамнез использовалось в медицинской психологии, и специалисты выделяли объективный и субъективный анамнез. Для получения объективного анамнеза сведения о больном получали от окружающих его людей, а сведения, которые давал сам больной, относились к субъективному анамнезу.
Сегодня понятие психологический анамнез вышло за рамки медицинской психологии, и не имеет обязательную связь с процессом болезни. Специалисты употребляют этот термин как синоним понятия «история индивидуального развития ребенка». Собирается информация о причинах нарушений в обучении, развитии ребенка, его воспитании, о потенциальных возможностях, направленности его интересов для того, чтобы ответить на практический запрос, для этого выдвигается целый ряд гипотез.На основании выдвинутых гипотез психологи применяют различные методы обследования ребенка и пути коррекции психического развития.
Значение анамнестического метода особенно велико в детской психиатрии.
При установлении умственной недостаточности, важной частью диагноза, например, является точный и детальный анамнез. Надо сказать, что термин анамнез, заимствованный из медицины, не означает переноса в психологию принципов сбора и анализа анамнестических данных.
В интересах медицины и психологии лежат разные стороны развития ребенка даже при одних и тех же фактах. На первый план, с точки зрения психологии, выступает процесс усвоения ребенком социального опыта. Важными для анализа являются первые годы жизни ребенка, состояние матери во время беременности – это дает возможность выдвинуть гипотезу об особенностях родительско-детских отношений. Отдельные факты позволяют сделать предположения о характере развития малыша, предположить точки и зоны девиаций этого развития. При сборе этих данных можно строить само обследование уже на уровне диагностической гипотезы.
Психологический анамнез предполагает также выявление семейной и социальной ситуации, в которой происходило развитие ребенка.Если по той или иной причине собрать психологический анамнез невозможно, то подробно описываются жалобы лиц, которые обратились за консультацией, и их наблюдения за ребенком.
Каждый вариант отклоняющегося развития имеет свои специфические особенности психологического анамнеза. Об этом должен знать психолог, работающий в коррекционном учреждении определенного вида и уметь отражать эти особенности в диагностической гипотезе. Он должен так же уметь собирать соответствующие анамнестические данные.
Составление психологического анамнеза и его принципы
При составлении психологического анамнеза существенной трудностью является то, что данные, на которые приходится опираться психологу, сохраняются только в памяти родителей. Как правило, наиболее ярко они помнят особенности поведения, черты характера, занятия, т.е. отдельные эпизоды из жизни малыша.
Очень ограниченными являются характеристики психического развития ребенка, специфические для каждого возрастного этапа и хотя бы косвенно свидетельствующие о каких-либо новообразованиях. Психолог далеко не всегда может установить реальную динамику определенных сторон развития ребенка. При сборе анамнестических данных психолог должен руководствоваться следующими принципами:
- принцип структурности, т.е. оценки каждого явления через сумму общих сведений;
- принцип комплексности предполагает учет и анализ всех, полученных в ходе анамнестического исследования, данных;
- принцип детерминированности или причинной обусловленности проявлений психики личности;
- принцип целенаправленности.
Анамнестическое исследование оказывает помощь в постановке психологического диагноза для дальнейшей коррекции и развития ребенка.
Содержанием анамнестического метода являются все сферы психики ребенка – интеллектуальная, познавательная, эмоционально-волевая, сфера мотивации, коммуникативная и др.
Нормативные показатели описываются в рамках возрастной психологии, опираясь на которую решаются две задачи:
- во-первых, уровень развития психики на том или ином этапе, сравнивается с нормой, которая опирается на особенности социальной ситуации развития, психологические новообразования, ведущую деятельность;
- во-вторых, схема анамнестического исследования составляется с опорой на схему возрастной периодизации.
Кроме субъективного и объективного анамнеза, изучается дополнительная информация – медицинская карта, дневник успеваемости, характеристика, имеющиеся образцы деятельности ребенка.
Главной задачей психолога является установление факторов, определяющих значимые обстоятельства жизни и степень их влияния на развитие психики ребенка.
Значительное место в анализе истории развития ребенка должно отводиться установлению стрессовых или психогенных факторов и факторов риска, например, разлука с матерью или с семьей в целом.
Важным принципом является установление характера и степени влияния на ребенка объективных условий и обстоятельств его жизни.
Постоянно действующие факторы, являющиеся уже хроническими, требуют особого внимания и среди них, прежде всего, виды неправильного воспитания.
Схема психологического анамнеза
Схема психологического анамнеза строится по возрастному принципу.
Первые три раздела включают сведения общего характера, к ним относятся анкетные данные ребенка и сведения о семье, особенности перинатального периода развития ребенка, перенесенные заболевания и состояние здоровья к моменту его обследования, наличие травм, операций, хронических заболеваний.
Далее собирается информация, кто воспитывал ребенка с момента его рождения, кто ухаживал в течение первых 2-х лет жизни.
Посещение детского дошкольного учреждения, с указанием типа – дневное, круглосуточное, специальное. Каковы отношения ребенка в детском коллективе, наличие перемен в обстановке, где рос ребенок, например, частые переезды и реакция на них.
Развитие ребенка до 3-х лет – особенности развития моторики, первые сенсомоторные реакции – когда начал сидеть, стоять, ходить. Сроки появления первых слов, фраз, активность к окружающим предметам, любопытство.
Время овладения предметными действиями, т. е. начало самостоятельного потребления пищи, умение одеваться, раздеваться. Наблюдающиеся трудности в поведении, любимые занятия и игры.
Развитие в дошкольном возрасте – любимые занятия, игры, кому отдает предпочтение среди взрослых и сверстников, знает ли стихи, смотрит ли телевизионные передачи.
Домашние обязанности, совместные формы деятельности с взрослыми, отношения к членам семьи, типичные конфликты и их частота.
Наказания и поощрения в семье, актуальные запреты, досуг, проявляется ли инициатива и в чем. Наличие страхов и нежелательных проявлений.
Следующий этап – младший школьный возраст, когда ребенок пошел в школу, насколько быстро адаптировался, какое учебное заведение посещает – общеобразовательная школа, спецшкола, интернат и др.
Успеваемость, любимые предметы, отношения с одноклассниками и учителями, участие в школьной жизни.
Круг внешкольного общения – кружки, спортивные секции, досуг ребенка. Развитие ребенка в предподростковом и подростковом возрасте – физическое развитие, изменения в поведении и интересах, взаимоотношения в семье, тенденции к самостоятельности, участие в неформальных организациях.
Данные вопросы являются схемой для составления истории развития ребенка и, естественно, отдельные пункты необходимо конкретизировать в зависимости от конкретных условий.
Данная схема не содержит каких-либо указаний на их диагностическое и прогностическое значение. Психолог-консультант с помощью родителей получает информацию для того, чтобы оценить уровень развития ребенка, определить природу его трудностей, их сложность и глубину, выделить факторы, которые способствовали появлению этих трудностей, и определить сферу воздействия с целью их устранения.