Кросс-культурные взаимодействия
Культура - это своеобразный способ организации жизнедеятельности людей, который выражается в продуктах материального и духовного труда, системе социальных норм и традиций, ценностей, системе отношений.
Любая культура состоит из определенных слоев:
- внешний слой - это явные и отличительные признаки культуры, выражающиеся в языке, особенностях пищи, моде, искусстве и т. д.;
- средний слой - это нормы и ценности, характерные для данной культуры;
- ядро - это основная концепция существования, принятая в данной культуре.
Культура каждого народа специфична, однако она не изолирована от влияния других культур: она по-своему их перерабатывает, адаптируя под свою этнику.
Этнические ценности, в таком ключе, имеют многослойную природу: с одной стороны, они регулируют общественные отношения внутри конкретного общества и направляют определенным образом жизнь конкретного индивида. С другой стороны - это нравственные принципы, реализуемые в этноспеицифческих формах (эмоциях, переживаниях, идеалах). И в целом, этнические ценности составляют совокупность общечеловеческих (инонациональных) ценностей.
Любое взаимодействие представителей разных культур называется кросс-культурным: оно требует взаимного уважения самобытной культуры народов и осознания необходимости взаимопонимания между людьми, что способствует взаимному обогащению культур разных народов.
Кросскультурное взаимодействие не всегда отличается перечисленными выще чертами: подчас взаимодействие, разворачивающееся между представителями разных культур является противоречивым и конфликтным.
Кросс-культурные конфликты
[Определение] Кросс-культурный конфликт - это столкновение или противоречие во взглядах, позициях и намерениях представителей различных культур. [/Определение]
Однако нередко за несовпадением культуральных особенностей стоят также расхождение позиций власти, социальное расслоение, конфликт поколений.
Поэтому в основе своей в реальной жизни редко встречается чисто межкультурный конфликт. Как правило, он включает в себя целый комплекс противоречий, а не только незнание культуральных особенностей.
Любой конфликт кросс-культурного характера базируется на двух основных элементах:
- нарушение основных эффективных кросс-культурных каналов коммуникации;
- столкновение стереотипов поведения.
Исследователи отмечают, что около 60-70 процентов приходятся именно на проблему нарушения каналов коммуникаций, а около 30-40 процентов - на проблему столкновения поведенческих стереотипов, которые базируются на разных ценностных системах.
Также причинами противоречий в коммуникации представителей разных культур могут быть расхождения в атрибуции (объяснении причин поведения другого человека). На ее качество влияет осведомленность личности относительно культуральных особенностей, включая религиозные и идеологические аспекты. Прояснение этих аспектов способствует более реалистичному процессу атрибутирования.
Кроме этого, выделяют также 3 основные группы причин возникновения конфликтов:
- личностные особенности: специфические личностные качества конкретного человека (ярко выраженное своенравие, неудовлетворенные потребности, подавленная злость, низкая способность к адаптации);
- межличностные отношения: специфические особенности социальных отношений (ярко выраженное соперничество, недостаточная поддержка и готовность к сотрудничеству или компромиссам);
- организационные отношения: специфические особенности организационных отношений (перегрузка объемом работы, размытые компетенции, постоянные изменения правил, противоречивые цели).
Теория авторитарной личности
Теория авторитарной личности - это концепт, разработанный в рамках изучения индивидуальных различий в проявлении аутгрупповой дискриминации (то есть дискриминации представителей других групп). Данный концепт был разработан Т. Адорно.
Адорно считал, что причина негативного отношения к аутгрупп находится в самой личности носителя негативного отношения. Согласно Т. Адорно межгрупповой конфликт - это аномальный процесс, а его участником может стать не любой человек, а только лишь тот, кто обладает специфическим набором личностных черт.
Для проверки своей теории Т. Адорно совместно с коллегами сформировал большой исследовательский комплекс, включавший в себя множество личностных методик, социодемографические анкеты, клинические интервью, проективные тесты. Данные этого исследования позволили исследователям создать профиль личности, склонной к дискриминации. Они назвали ее авторитарной личностью, которой присущи следующие характеристики:
- конвенционализм,
- агрессия авторитарного характера,
- неприятие всего субъективного (чувственного),
- суеверность: вера в мистическое,
- мышление в черно-белом свете,
- культ силы: господство и подчинение, идентификация себя с носителями силы,
- цинизм,
- враждебность,
- проективность (склонность приписывать другим людям отрицаемое и подавляемое в себе),
- чрезмерный интерес к теме секса.
Т. Адорно и его коллеги опирались на идеи З. Фрейда, считая, что в формировании авторитарной личности играет роль особая ситуация развития: авторитарный отец и наказывающая мать, регламентированные и формальные отношения в семье, отсутствие непосредственной теплоты, доверия и близости между родителями
Безусловно данную теорию не обошла волна критики: определение, сформулированное в 50-х годах уже не соответствует нынешним реалиям по ряду черт личности, существенных для того времени и не существенных для нынешнего времени.
Кроме того, особенности семейной ситуации безусловно играют свою роль, но они не единственные. Исследования выделяют еще ряд существенных условий: социальная обстановка в обществе (угроза) или е восприятие человеком как опасной, ситуативная угроза (временное ощущение угрозы), образование (тип образования, специфика), профессия, религиозность (оказывает большее влияние, чем образование), тип культуры (выше у представителем коллективистских культур).