Причины изоляции подростка в школьном коллективе
Изоляция подростка – это осознанное действие, которое он совершает для повышения уровня своего комфорта среди сверстников.
Дети и подростки по-разному ведут себя в коллективе и в рамках общественной жизни. Часто случается так, что ребенок в младших классах достаточно активный, общительный, а в старших классах, когда становится взрослее, начинает все больше отдаляться от своих друзей и одноклассников. Такое поведение можно часто наблюдать в подростковом возрасте.
Причин такого поведения множество.
Чаще всего психологи отмечают дисбаланс в общении между подростком и группой, подростком и родителями, подростком и преподавателями и подростком самим с собой.
Когда нарушается хотя бы одна цепочка общения, начинаются разного рода проблемы, которые впоследствии приводят и к дисбалансу в других цепочках общения.
Подросткам в переходном возрасте часто нужна психологическая помощь, эта помощь может быть оказана со стороны учебного заведения, домашняя обстановка и атмосфера также могут помочь наладить эмоциональный фон, иногда дружеские отношения помогают справиться с проблемой.
Причины изоляции подростка в школьном коллективе могут быть следующими:
- Ощущение полного одиночества, когда подросток чувствует себя более комфортно один на один с собой. Это зарождается чаще всего на почве разности интересов со сверстниками, не понимания и не принятия домашними (родителями, сестрами, братьями). Когда интересы детей меняются, меняется все: взгляды на жизнь, цели, задачи, поэтому в такой момент идет потеря друзей, разногласия с родными и т.д. Часто спутниками подростков становится музыка, фильмы, книги, интернет;
- Отвержение себя самого. Иногда проблема изоляции связана с тем, что у подростка начинаются психологические комплексы: во внешности, поведении, уровнем развития и т.д. Часто комплекс не дает развиваться и зарождает проблемы с общением. Обычно в подростковом возрасте завязываются отношения с противоположным полом, что очень эмоционально отражается на поведении и характере подростка. Если подросток имеет комплекс, связанный с внешностью (обычно он возникает у девочек), то, скорее всего, это приведет к тому, что подросток перестанет посещать общественные места, меньше появляться в компании друзей;
- Личные причины. Часто изоляция подростков появляется на почве личных переживаний. Каждый может пережить какую – то личную травму, например, тяжелую болезнь, потерю близкого родственника, безответную любовь и т.д. Эта травма в подростковом возрасте может иметь множество последствий, особенно психологического характера;
- Отрицание других. Когда подросток ставит себя выше всех остальных, когда сверстники для него не представляют интереса по ряду причин: не слишком умны, не понимают и не разделяют взглядов на жизнь, учебу, личные отношения, уровень качества жизни и т.д. В таком случае подросток начинает существовать в школьном коллективе изолированно, сам по себе.
Все вышеперечисленные причины приводят к тому, что подростки перестают искать общения в школьном коллективе, однако, это не означает, что они не ищут общения в другом месте. Бывает так, что изолированный ученик находит общение с другими детьми старших или, наоборот, младших классов. Также часто подростки ищут общение в интернете, на форумах, в сообществах.
Влияние изоляции на поведение школьника
Изоляция считается ненормальным поведением школьника в рамках общественной и коллективной жизни учащихся.
Итак, особенности влияния изоляция на подростков:
- Ребенок становится еще более замкнутым, что проявляется как в общении, так и в учебе. Если говорить об общении, то такие подростки малообщительны и не идут на контакт, их сложно разговорить, а если необходима какая-то информация, то получить ее практически невозможно. В связи с этим ребенок начинает терять коммуникативные навыки, со временем речь становится не понятной, говорить слова и формулировать фразы становится все сложнее. Если говорить об учебе, то способности такого ребенка могут быть не хуже остальных, однако, проявить их на публике, он, скорее всего, не сможет;
- Появляется внутренняя агрессия. Человеку необходимо общение, даже, если он отрицает это. С помощью разговора каждый человек передает свои эмоции, может выплеснуть агрессию или поделиться радостью, тогда как, если человек ущемлен в общении, у него эмоции начинают копиться внутри. Психологи часто говорят о групповой терапии, например, как о способе избавиться от того, что накопилось внутри. Если говорить о детях, то лучшим слушателями в подростковом возрасте для них являются друзья или сверстники в классе. Если лишить себя общения, то внутренние эмоции начнут бушевать внутри, рано или поздно перерастая в агрессию. Агрессия у подростка может проявлять себя по – разному: в еще большей замкнутости, в применении физической силы не по делу или даже в насилие;
- Появляется непредсказуемость. Ребенок, который долгое время не имеет общения со сверстниками, начинает, чаще всего, вести себя не совсем адекватно или даже непредсказуемо, что связано с эмоциональной неустойчивостью. Непредсказуемость может проявляться в самых простых вещах. Например, дети сидят за партами попарно, если напарник такого ребенка решит взять у него машинально линейку или карандаш, то тот может отреагировать агрессивно, при этом даже нанести незначительное увечье одногруппнику. Это может произойти по причине того, что ребенок, который мало говорит и не проявляет эмоции, внутри все равно борется со своим эмоциональным состоянием и рано или поздно, эти эмоции должны, хоть и в малых дозах, но выходить наружу, часто в виде непредсказуемых поступков.
Таким образом, изоляция подростка в школьном коллективе сильно влияет на его поведение, провоцирует нарушения психологического характера. К таким детям необходимо проявлять повышенное внимание со стороны педагогов и школьного психолога.