Понятие детского страха
Страх ‒ эмоция, которая появляется в ситуациях угрозы социальному или биологическому существованию индивида и обращена на источник воображаемой или действительной опасности.
Детские страхи – специфические страхи, которые связаны с возрастом, переживания тревоги, беспокойства, образующиеся как ответная реакция на действительную либо несуществующую угрозу. Обнаруживаются они изменениями эмоционального состояния, симптомами со стороны вегетативной нервной системы – учащенным сердцебиением, нарушением ритма дыхания, напряжением мышц. Поведение ребенка в таком случае определяется избеганием вероятно опасных объектов/ситуаций, излишней привязанностью к взрослым, страхом одиночества.
Страх как реакция организма на вымышленную/действительную опасность является проявлением инстинкта самосохранения, он мобилизует человека к борьбе, бегству. Своеобразное отличие большинства детских страхов – неимение связи с настоящей угрозой. Они выстраиваются на основании получаемой извне информации, преобразовываются воображением, фантазией. Распространенность их достигает 90%. Выраженность варьируется, в основной массе случаев страх поверхностный, самостоятельно пропадает, у 1-1,5% детей складываются фобии – расстройства эмоциональной сферы, которые требуют лечения. Эпидемиологические показатели выше у девочек. Предрасполагающими факторами выступают:
- возраст родителей больше 35 лет,
- единственный ребенок в семье,
- ограниченность контактов с ровесниками.
Причины детских страхов
Многочисленные исследования говорят о том, что большая часть боязней взрослых людей сложилась еще в детском возрасте. К факторам появления детских страхов причисляют следующие условия:
Первая причина и самая очевидная: это совершенно определенное событие или случай, которые в действительности произошли с ребенком. Он был напуган собакой, застрял в лифте, к нему подошел на улице чужой человек – жизнь вокруг многообразна и далеко не всегда безобидна. Подобные страхи легче других поддаются коррекции и проходят сами собой, если неприятные события не имеют повторения. Не у всех детей, которых покусала собака, формируется устойчивый и заметный для окружающих страх.
Причина вторая – особенности характера, провоцирующее формирование страхов. Появлению страхов и их закреплению содействуют такие черты, как мнительность, тревожность, пессимизм, неуверенность в себе, излишняя зависимость от других людей (воспитателей, родителей), болезненность. Все это считается фоном, основой, на которой образовавшиеся в чрезвычайной ситуации страхи формируются в более серьезные состояния.
Причина третья – тревожное воспитание. Бывает так, что ребенок опасается чего-то не сам по себе, а оттого, что этого боятся родители. В особенности часто подобная ситуация случается в семьях, где бабушка или мама сами по себе имеют высокий уровень тревожности, который увеличивается во сто крат по отношению к ребенку. В особенности, если он – единственный, поздний или не очень здоровый. Для этих родителей мир вокруг их ребенка заполнен угрозами: «Не гладь собаку она может укусить», «Не ходи по лужам, а то будешь заболеть», «Не ходи один во двор – там хулиганы». Если ребенок психически устойчив и здоров, то он, скорее всего, привыкнет, перестанет обращать на все это внимание, относясь к угрозам взрослых, как к привычному фону своей жизни.
Причина четвертая – детская фантазия. Ребенок часто сам выдумывает себе предмет страха. Многие из нас в детстве страшились темноты, где перед нашим взором оживлялись призраки и монстры, а из каждого угла на нас набрасывались чудища. Но на подобные фантазии каждый ребенок реагирует по-разному. Кто-то сразу их забудет и успокоится. А у кого-то это может привести к непоправимым последствиям.
Причина шестая – страхи как часть другого, наиболее серьезного расстройства. Если на равных условиях со страхами у ребенка возникают и иные расстройства поведения, такие, как агрессивность, нарушения сна, заторможенность, ничем не объяснимая тревожность, заикание и тики, ‒ возможно, у него невроз, который должен диагностировать и лечить специалист. Если страхи ребенка весьма необычны по своему способу и содержанию проявления, если ребенок слышит грозящие ему голоса или видит что-то там, где совершенно ничего не видят другие члены семьи, то подобная ситуация должна вызвать тревогу и требует неотложного обращения к детскому психиатру.
Что же еще может вызвать у детей страх?
Постоянно испытываемые матерью нервно-психические перегрузки вследствие вынужденной или преднамеренной подмены семейных ролей (прежде всего роли отца).
Совмещение семейных и профессиональных обязанностей у женщин-матерей является также немаловажным фактором развития беспокойства у детей, главным образом из-за нервного состояния матери и обусловленного им аффективно-непоследовательного отношения к детям.
Честолюбивые, не в меру принципиальные, с болезненно заостренным чувством долга, бескомпромиссные матери излишне требовательны и формальны в отношениях с детьми, которые всегда чем-то не устраивают их, будь то пол ребёнка, его темперамент или характер.
Очень чувствительны дети-дошкольники к конфликтным отношениям родителей. Если они видят, что родители ссорятся, ругаются, то число их страхов выше, чем когда отношения хорошие.
На частоту появления страхов оказывает влияние количественный состав полной семьи, а также в полной или неполной семье растет ребенок.
Особо подвержены всяческим страхам единственные дети в семье, которые поневоле становятся эпицентром родительских забот и тревог.
Возраст родителей также имеет существенное значение для появления беспокойства у детей. Как правило, у молодых, эмоционально непосредственных и жизнерадостных родителей дети в меньшей степени склонны к проявлениям тревоги и беспокойства. У «пожилых» родителей (которым уже за тридцать) дети более беспокойны, что отражает тревожность самих родителей, преимущественно матери, которая довольно поздно вышла замуж и длительное время не имела детей.
Вне зависимости от причины появления и проявлений страха, взрослые должны серьезно относиться ко всем фобиям и активно участвовать в преодолении страхов у детей.
Необходимо обозначить, что дети живут в своем собственном мире, где реальными могут быть персонажи сказок, а неодушевленные предметы способны оживать. Потому дети часто видят угрозу там, где ее фактически нет.