Особенности жизненных трудностей с точки зрения психологии
Жизненные трудности — это такие ситуации, которые напрямую нарушают жизнедеятельность человека. Часто он не имеет возможности и способности преодолеть их самостоятельно.
Примерами трудных жизненных ситуаций могут быть болезнь, инвалидность, потеря родителей или работы, отсутствие или недостаточность средств к существованию, отсутствие определенного места жительства, жестокое обращение, конфликтные ситуации и др.
Отечественный психотерапевт Ф. Е. Василюк исследовал аспекты жизненных трудностей и предложил понимать их в качестве ситуаций невозможности, где человек сталкивается с трудностью реализации внутренних потребностей собственной жизни (стремления, мотивы, ценности и др.).
Для сложной жизненной ситуации всегда характерно несовпадение между тем, что человек хотим (достичь, сделать), и тем, что он может. Данное несоответствие желаний и способностей с возможностями создает препятствия для достижения целей, что приводит к возникновению негативных эмоций. Последние как раз и дают сигнал о том, что трудная ситуация возникла.
Развивающийся человек в ходе освоения и познания окружающего мира не всегда наделен необходимым жизненным опытом. По этой причине он неизбежно встречается с чем-то неожиданным, неизвестным и новым для себя. Использование своих способностей и возможностей здесь может оказаться недостаточным и становится причиной разочарований.
Жизненные трудности необходимо преодолевать, поскольку они приводят к нарушению деятельности, ухудшают сложившиеся отношения с окружающими, порождают переживания и негатив, вызывают различные неудобства. Любому человеку необходимо знать как можно больше вариантов и путей преодоления трудностей в жизни.
Техники поведения для решения трудных ситуаций
Приемы защиты включают группу неадаптивных реакций на сложности. Реакции состоят из:
- подавленности,
- молчаливого смирения,
- депрессии,
- избегания сложных жизненных ситуаций,
- подавления мыслей о причине и источнике возникших трудностей.
Преодоление жизненных трудностей должно предусматривать действия, целью которых будет достижение успеха, изменение и преодоление. Для него характерны затраты энергии и с определенные усилия, интенсивные раздумья, сконцентрированные на решении, высокий уровень психической саморегуляции.
В реальных ситуациях человек осуществляет поиск необходимой информации и привлекает к решению проблемы других людей. В воображаемых ситуациях происходит проигрывание трудностей, используются различные варианты психологической работы с сознанием и подсознанием.
В качестве базовой техники используются приемы приспособления. Приспособление к общественным установкам, социальным нормам, правилам деловых отношений помогает освоить данную технику. В этом случае человек свободно вступает в мир морали и права, труда, культуры, семейных отношений. При наличии нормальных социальных условий приспособление в основных моментах будет успешно. Например, такая техника поможет привыкнуть к новым условиям работы. Используя ее правильно, человек с успехом проходит испытательный срок. Подойдут такие инструменты и при переезде на новое место жительства. Тем не менее, если человек попадает в трудную жизненную ситуацию, в ситуацию потрясения, когда что-то резко меняется (не были сформированы новые правила), эта техника не поможет.
Приспособление к особенностям и потребностям других людей будет играть большую роль в ситуации социальных потрясений. Исследования данной техники показали, что больше всех к ней обращаются в кризисные моменты развития общества. Рядом с ней можно отметить еще один прием приспособления, представляющий собой заботу о поддержании имеющихся и установлении новых социальных контактов.
Другие приемы преодоления трудностей в реальных и воображаемых ситуациях
Выбор роли и поведения соответствии с ней используется тогда, когда в качестве источника переживаний и трудностей выступают личностные качества и свойства характера. Самый популярный пример — это неуверенность в своих силах или застенчивость, которые не дают возможности свободно адаптироваться к новым условиям жизни, попросить о помощи и т. д.
Человек здесь использует воображение и применяет механизм идентификации, выбирая для подражания некоторую модель поведения (например, из кинофильма или книги). Выбранный персонаж олицетворяет для него уверенность и помогает начать вести себя другим образом.
Человек не полностью отождествляет себя с выбранной ролью, а лишь проигрывает ее. По этой причине все свои провалы и неловкость он может относить к выбранному персонажу, а не к себе. Все это исключает смущение, дает свободу от мнения окружающих и не снижает при промахе самооценку.
Часто применяемым инструментом работы с жизненными трудностями в психологии является также отожествление себя с более удачливым человеком или серьезными объединениями (организациями). Люди, которые перенесли разочарования и неудачи, мнят себя неудачниками, могут прибегать к такому приему.
При идентификации себя с успешным субъектом человек как бы прибавляют себе особые способности. Если же в воображаемой ситуации он становится сотрудником влиятельной и авторитетной организации, то получает возможность почувствовать свою принадлежность к ней, начиная не только чувствовать себя сильным, но и действовать с большей уверенностью.
Среди техник, используемых в реальных ситуациях, а не в воображении, следует выделить технику выявления границ собственных возможностей. Ее, как правило, человек использует при внезапном изменении жизненных обстоятельств. Примером может быть случай, когда человек становится инвалидом. Попав в такую сложную жизненную ситуацию, человеку необходимо резко изменить свой устоявшийся образ жизни, узнать о своих возможностях. Он должен анализировать меру оставшихся способностей и попытаться восполнить потерянное.