Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Предубеждения участников психологического эксперимента

Реактивность испытуемых

Определение 1

Эксперимент - это выполняемый для подтверждения либо опровержения некой гипотезы целенаправленный опыт, реализуемый в специально заданных, воспроизводимых условиях путем их контролируемого изменения.

В условиях эксперимента так или иначе экспериментатор и испытуемый находятся в определенных отношениях, и особенности этих отношений могут существенно повлиять на результаты и качество эксперимента, и стать причиной артефактов.

Определение 2

Артефакты - это некоторые ошибки, которые появляются из-за недостаточного контроля условий проведения эксперимента.

Влияние факта участия в эксперименте на результативность деятельности было обнаружено в Чикаго на хоторнском заводе электроламп, тогда в ходе исследования результативности трудовой деятельности было обнаружено, что само участие работников в эксперименте уже поднимает результативность их деятельности.

В психологии этот эффект назвали реактивностью.

Реактивность – это феномен, порождаемый сознанием, который связан с тем, что человек находится в ситуации исследования.

Наиболее простым способом снижения уровня данного эффекта является конструирование экспериментальной ситуации таким образом, что испытуемый не подозревает, что это эксперимент в чистом виде (естественный эксперимент, эксперимент с включенным наблюдением).

Реактивность может выражаться в поведении испытуемых по-разному

Различные виды реактивности участников эксперимента

При проведении экспериментов, как правило, люди стремятся угадывать цели и гипотезы научной работы, в которой они принимают участие. М. Т. Орн считает, что это естественная реакция человека на ситуацию исследования.

«Предубеждения участников психологического эксперимента» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Орн утверждает, что сообщение испытуемому экспериментальной гипотезы становится впоследствии детерминантой его деятельности. Ученый считает, что это связано с тем, что человек, участвующий в эксперименте, стремится осмыслить происходящее, представить себя как существо, направленное на познавательную и исследовательскую активность.

Помимо того, реактивность может выражаться в поведении испытуемых следующими образами:

  1. Эффект плацебо (или эффект ожидания) - это самовнушение испытуемого, которое связано с экспериментальным воздействием. Если в ходе экспериментальной ситуации, испытуемым предлагается, например, жидкость с определенным содержанием в ней каких-то веществ, а затем демонстрируется видео со сценами насилия, и впоследствии экспериментатор спрашивает у испытуемых, чувствуют ли они возбуждение. Велика вероятность в таких ситуациях, что испытуемые найдет у себя абсолютно нормальные ощущения, но будет трактовать их как исключительные.
  2. Угождение экспериментатору - также чрезвычайно распространенное явление. Оно связано с тем, что человек стремится угодить экспериментатору потому, что боится, что его оценят, как бесполезного для исследования, что он не сделал чего-то нужного, благодаря чему могли бы быть получены «хорошие» результаты. Поэтому испытуемые довольно часто интересуются результатами исследования, пытаются выяснить, насколько успешно оно прошло и т. д.
  3. Установка на «соглашательство» - это эффект «поддакивания», который выражается в том, что согласиться с экспериментатором проще (особенно с незнакомым), чем вступить с ним в спор. Для того, чтобы выявить данную установку в опросниках используются вопросы, в которых заложены диаметрально противоположные смыслы, утвердительные ответы на которые означает противоречие самому себе. Наиболее выраженным данный эффект является у детей.
  4. Социальная желательность - это стремление испытуемых создать благоприятное впечатление о себе в контексте социальной респектабельности. Как правило, это происходит даже бессознательно и связано со стремлением обезопасить свое Я, защитить его. Эффект социальной желательности проявляется в самоотчетах испытуемых, анкетных данных, экспериментальных ситуациях, в которых они стремятся казаться «хорошими» и «правильными».

Эффект аудитории

Наиболее распространенным феноменом реактивности в экспериментальной ситуации считается эффект Зайонца он же эффект аудитории. Он проявляется в том, что в ситуации присутствия других людей, человек стремится выполнять свою деятельность лучше, чем если бы он был один. Например, матери проявляют большую терпеливость к детям, братья и сестры меньше дерутся или ругаются.

Р. Зайонц в исследованиях со спортсменами отметил, что их результативность зависит от присутствия аудитории на тренировках. В ситуации тренировки, когда какое-то упражнение или элемент разучиваются, присутствие аудитории скорее смущает спортсмена. А когда навык уже отработан и выучен, то аудитория только стимулирует спортсменов к лучшему результату.

В результате исследований были получены дополнительные данные:

  • эффект наблюдателя проявляется не от любого постороннего человека, а лишь только от того, который является значимым или компетентным в глазах респондента;
  • новые умения и навыки более подвержены влиянию эффекта аудитории в сторону снижения результативности деятельности, а старые умения и навыки - напротив повышаются в своей результативности и качестве от эффекта аудитории;
  • ситуация соревнования и совместной деятельности, а также увеличение количества наблюдателей усиливают эффект как в сторону улучшения, так и ухудшения;
  • более подвержены отрицательному влиянию эффекта люди более тревожного типа при выполнении сложных и интеллектуальных заданий;
  • влияние эффекта аудитории имеет временный характер: на какое-то время он повышает результативность деятельности, но более длительное влияние может привести к перемотивации.
Дата последнего обновления статьи: 01.06.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot