Реактивность испытуемых
Эксперимент - это выполняемый для подтверждения либо опровержения некой гипотезы целенаправленный опыт, реализуемый в специально заданных, воспроизводимых условиях путем их контролируемого изменения.
В условиях эксперимента так или иначе экспериментатор и испытуемый находятся в определенных отношениях, и особенности этих отношений могут существенно повлиять на результаты и качество эксперимента, и стать причиной артефактов.
Артефакты - это некоторые ошибки, которые появляются из-за недостаточного контроля условий проведения эксперимента.
Влияние факта участия в эксперименте на результативность деятельности было обнаружено в Чикаго на хоторнском заводе электроламп, тогда в ходе исследования результативности трудовой деятельности было обнаружено, что само участие работников в эксперименте уже поднимает результативность их деятельности.
В психологии этот эффект назвали реактивностью.
Реактивность – это феномен, порождаемый сознанием, который связан с тем, что человек находится в ситуации исследования.
Наиболее простым способом снижения уровня данного эффекта является конструирование экспериментальной ситуации таким образом, что испытуемый не подозревает, что это эксперимент в чистом виде (естественный эксперимент, эксперимент с включенным наблюдением).
Реактивность может выражаться в поведении испытуемых по-разному
Различные виды реактивности участников эксперимента
При проведении экспериментов, как правило, люди стремятся угадывать цели и гипотезы научной работы, в которой они принимают участие. М. Т. Орн считает, что это естественная реакция человека на ситуацию исследования.
Орн утверждает, что сообщение испытуемому экспериментальной гипотезы становится впоследствии детерминантой его деятельности. Ученый считает, что это связано с тем, что человек, участвующий в эксперименте, стремится осмыслить происходящее, представить себя как существо, направленное на познавательную и исследовательскую активность.
Помимо того, реактивность может выражаться в поведении испытуемых следующими образами:
- Эффект плацебо (или эффект ожидания) - это самовнушение испытуемого, которое связано с экспериментальным воздействием. Если в ходе экспериментальной ситуации, испытуемым предлагается, например, жидкость с определенным содержанием в ней каких-то веществ, а затем демонстрируется видео со сценами насилия, и впоследствии экспериментатор спрашивает у испытуемых, чувствуют ли они возбуждение. Велика вероятность в таких ситуациях, что испытуемые найдет у себя абсолютно нормальные ощущения, но будет трактовать их как исключительные.
- Угождение экспериментатору - также чрезвычайно распространенное явление. Оно связано с тем, что человек стремится угодить экспериментатору потому, что боится, что его оценят, как бесполезного для исследования, что он не сделал чего-то нужного, благодаря чему могли бы быть получены «хорошие» результаты. Поэтому испытуемые довольно часто интересуются результатами исследования, пытаются выяснить, насколько успешно оно прошло и т. д.
- Установка на «соглашательство» - это эффект «поддакивания», который выражается в том, что согласиться с экспериментатором проще (особенно с незнакомым), чем вступить с ним в спор. Для того, чтобы выявить данную установку в опросниках используются вопросы, в которых заложены диаметрально противоположные смыслы, утвердительные ответы на которые означает противоречие самому себе. Наиболее выраженным данный эффект является у детей.
- Социальная желательность - это стремление испытуемых создать благоприятное впечатление о себе в контексте социальной респектабельности. Как правило, это происходит даже бессознательно и связано со стремлением обезопасить свое Я, защитить его. Эффект социальной желательности проявляется в самоотчетах испытуемых, анкетных данных, экспериментальных ситуациях, в которых они стремятся казаться «хорошими» и «правильными».
Эффект аудитории
Наиболее распространенным феноменом реактивности в экспериментальной ситуации считается эффект Зайонца он же эффект аудитории. Он проявляется в том, что в ситуации присутствия других людей, человек стремится выполнять свою деятельность лучше, чем если бы он был один. Например, матери проявляют большую терпеливость к детям, братья и сестры меньше дерутся или ругаются.
Р. Зайонц в исследованиях со спортсменами отметил, что их результативность зависит от присутствия аудитории на тренировках. В ситуации тренировки, когда какое-то упражнение или элемент разучиваются, присутствие аудитории скорее смущает спортсмена. А когда навык уже отработан и выучен, то аудитория только стимулирует спортсменов к лучшему результату.
В результате исследований были получены дополнительные данные:
- эффект наблюдателя проявляется не от любого постороннего человека, а лишь только от того, который является значимым или компетентным в глазах респондента;
- новые умения и навыки более подвержены влиянию эффекта аудитории в сторону снижения результативности деятельности, а старые умения и навыки - напротив повышаются в своей результативности и качестве от эффекта аудитории;
- ситуация соревнования и совместной деятельности, а также увеличение количества наблюдателей усиливают эффект как в сторону улучшения, так и ухудшения;
- более подвержены отрицательному влиянию эффекта люди более тревожного типа при выполнении сложных и интеллектуальных заданий;
- влияние эффекта аудитории имеет временный характер: на какое-то время он повышает результативность деятельности, но более длительное влияние может привести к перемотивации.