Личностные образовательные результаты младших школьников
Личностные образовательные результаты – это сформировавшаяся в ходе образовательного процесса система ценностных отношений ученика к себе, иным участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, а также к его результатам.
Когда дети начинают учиться в школе, то их сознание переформируется под воздействием системы образования. Важно чтобы ребенок четко понимал, зачем он идет в школу и каких результатов он достигнет, если будет получать знания.
Современные школы дают базовую программу обучения, которая способна формировать у детей логику, способности, дает знания, воспитание и т.д.
Немаловажную роль в образовательном процессе играют родители, которые должны, в первое время, помогать своим детям осваивать учебный материал.
Способности детей и их умственные возможности разные, кто-то понимает и запоминает быстрее, кто-то медленнее, у кого- то определенный склад ума, у кого- то другой, поэтому успешность их обучения и воспитания во многом зависит от родителей, которые как никто другой знают все особенности своих чад.
Помимо школьной образовательной программы у детей именно младшего возраста должны формироваться личностные качества, которые в дальнейшем позволят им достигать положительных результатов. Важно не только хорошо учиться, но и всесторонне развиваться, посещать кружки после занятий, увлекаться чем-то, помогать родителям по хозяйству (например, убирать свою комнату, следить за своей одеждой, учебниками, личными вещами и т.п.).
Любые сформированные положительные личностные качества позволят ученику быстрее адаптироваться к школьному ритму жизни, экономить свое время, достигать наивысших результатов, развиваться.
Все личностные образовательные результаты младших школьников можно условно разделить на три блока:
- Первый блок – самоопределение. В этом блоке учащемуся важно осознать кто он, какую позицию он занимает в школе, семье, государстве, что от него ждут и т.д. Это необходимо, так как, зная, зачем он в системе образования, понимая роль своего образования для страны и лично для себя, ученик будет более мотивированным получать новые знания. Также важно воспитывать в детях чувство долго перед Отечеством, рассказать об этнической принадлежности. В этом же блоке ученик должен с детства научиться анализировать себя, как личность. Он должен иметь представление о том, какие у него сильные стороны характера или воспитания, а какие слабые, самоанализ позволяет развиваться ученику, работать над собой;
- Второй блок – смыслообразование. Этот блок подразумевает, что каждый ученик, уже в начальном классе должен, хотя бы смутно представлять, значение самообразования для себя лично, понимать его смысл и суть. Также важно чтобы все развивающиеся процессы ученика были на основании этапов образовательной системы, нельзя перескакивать через этапы, важно пройти каждый из них. Учащиеся должны принимать то, что в образовании каждого ученика могут быть пробелы, то есть то, что он не знает, а также информация, которую он знает. Необходимо стремиться заполнить «пробелы» того, что учащийся не знает;
- Третий блок – морально-этическая ориентация. Каждый ученик должен осознавать, как важны моральные и этические нормы в образовательном процессе. Также при возникновении диссонанса в вопросах морали или этики, ученики должны самостоятельно анализировать происходящее и выбирать направление или занимать сторону того, кто прав. Это осознание должно зародиться учеников на самом начальном этапе образование, иначе потом будут возникать проблемы с поведением и воспитанием. Этот блок основан на таких чувствах у учащихся, как стыд, сочувствие, совесть, вина и т.д.
Все эти три блока должны быть освоены учащимися в той или иной степени в начале образовательного пути, что поможет им в дальнейшем успешно продолжить обучение.
Представления родителей об их роли в формировании личностных образовательных результатов младших школьников
Родители играют особую роль в формировании личностных образовательных результатов учащихся младших классов. Так как дети еще маленькие и их мыслительные процессы только начинают работать, плюс у детей нет опыта и достаточных знаний, все это приводит к определенной растерянности.
Родители в данном случае, имея опыт и знания, должны максимально помогать своим детям, чтобы развивать все три блока личностных образовательных результатов.
Функции родителей в формировании личностных образовательных результатов школьников младших классов следующие:
- Помощь в формировании личных качеств ученика. Например, такими личностными качествами может быть пение, игра в футбол, рисование, занятия вышивкой, в зависимости от того, какие наклонности есть у ребенка. Также важно формировать у детей усидчивость, терпение, логику и т.д.;
- Помощь в создании регулярных учебных действий. Например, необходимо создать определенный режим для ребенка младших классов. Важно во сколько (по времени) встает ученик, и ложиться спать. В какое время суток он начинает учить домашнее задание, сколько времени он на это тратит. Сколько времени отводиться на творческие занятия, на отдых, прогулку и т.д. Режим и регулярные привычки позволяют детям быстрее понимать, что они должны делать, влиться в учебу, быть более успешными и здоровым. Регулярные действия становятся, рано или поздно, привычками, которые в дальнейшем могут положительно отразиться на их учебной деятельности;
- Помощь в познавательных учебных действиях. Те знания, которые дает школа, не всегда являются полными, часто дети нуждаются в уточняющей информации или информации, которая расширяет их кругозор. В домашних условиях родители также должны обогащать знания своих детей, помогать им понимать то, что они, возможно, недопоняли на уроках или просто давать полезную информацию;
- Помощь в коммуникативных учебных действиях. В обучающем процессе немаловажную роль играют коммуникации, поэтому с детства необходимо учить детей общаться, чтобы в школе они не чувствовали себя отрешенно, отдаленно. Если ребенок налаживает общение с одноклассниками, то учебный процесс не будет в тягость.