ЗОЖ — это образ жизни человека, направленный на сохранение здоровья, профилактику заболеваний и укрепление организма в целом.
Проблема ЗОЖ в дошкольном возрасте
Еще Аристотель писал, что человеческое здоровье человека определяется, в первую очередь, воспитанием. Следовательно, во многом именно от родителей и педагогов, включая их представления о ЗОЖ, зависят здоровье и развитие граждан нашей страны.
Дошкольный возраст считается «критическим» периодом в жизни детей. Проблема сохранения и укрепления здоровья детей становится все более острой, поэтому для нее требуется серьезное педагогическое осмысление.
Впервые о необходимости формирования представлений о ЗОЖ у родителей и детей дошкольного возраста заявлял крупнейший отечественный микробиолог, врач И. И. Мечников. Он полагал, что самое основное заключается в обучении граждан правильно и безошибочно выбирать в каждой ситуации только полезное (то, что содействует здоровью) и отказываться от всего вредного.
Представления детей о своем личном здоровье становится фундаментом, на котором происходит построение здания потребности в ЗОЖ. Это отношение зарождается и развивается в ходе осознания детей себя в качестве человека и личности. Отношение дошкольника к здоровью напрямую зависит от сфомированности в его сознании этого определения.
Родители и педагоги должны по возможности сделать все от них зависящее, чтобы сфера детства была здоровой. Чем меньше дети, тем больше они нуждаются в охране здоровья со стороны взрослых. Это подразумевает:
- Воспитание аккуратности,
- Привитие привычки быть чистым,
- Овладение культурно-гигиеническими навыками,
- Самоконтроль в процессе двигательной активности,
- Понимание того, каким образом физические упражнения и здоровый образ жизни влияют на организм и самочувствие.
В. А. Сухомлинский считал, что забота о здоровье является основным трудом воспитателя. От жизнерадостности и бодрости детей зависит их духовная жизнь, которая формирует мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и веру в свои силы.
Взрослые должны побуждать детей задуматься о работе своего организма. Этому способствует понимание его сложного устройства, осознание значения правильного питания, личной гигиены и активного образа жизни.
Особенности формирования представлений о здоровом образе жизни
Дошкольники обладают особенным потенциалом и становятся самой перспективной возрастной категорией для развития представлений о ЗОЖ. Именно в этот период происходит усвоение базовой информации, формируются представления, вырабатываются фундаментальные жизненные стереотипы.
Дошкольное детство — это наиболее сензитивный период в жизни человека. Именно на этой стадии развития ребенок максимально восприимчив к педагогическому воздействию. Он осознанно и ответственно относится к усвоению знаний на занятиях, умеет подчинять свои действия поставленным перед ними задачам.
У дошкольника активно развивается наглядно-образное мышление. В этом случае решение задач осуществляется в плане представлений. Они классифицируются на следующие группы:
- Визуальные,
- Слуховые,
- Осязательные,
- Вкусовые,
- Органические,
- Антиципирующие (статические, кинетические, преобразующая),
- Временные,
- Пространственные,
- Репродуктивные,
- Абстрактно-логические.
Любые типы представлений формируются в дошкольном возрасте и продолжают развиваться в ходе последующего освоения окружающей действительности. Развитие представлений дошкольников происходит по линии изменения их содержания и формально-динамической характеристики. Степень сформированности представлений будет зависеть от контактов ребенка с окружающей средой и со взрослыми.
Активность старших дошкольников обладает существенно познавательным характером и направленностью на преобразование окружающего мира (открытие неизвестного). Для ребенка в этот период присуще необычное действие, мотивируемое исследовательским (познавательным) отношением к реальности. Данный мотив выражен через формулу: «что получится, если...». Но не всегда можно рассчитывать на силу стихийного примера. Взрослые должны создавать такие обстоятельства и условия, когда ребенок обратит внимание на образцы здоровьесберегающей деятельности взрослых (например, совместная деятельность с ребенком).
Особенности представлений о ЗОЖ у дошкольников и их родителей
Сообщение ребенку представлений и знаний о здоровом образе жизни, организация соответствующей практической деятельности способствует воспитанию устойчивого интереса к этой сфере человеческого бытия. Именно дошкольный период, как считают физиологи, психологи и педагоги, является этапом в жизни, на котором происходит закладывание основ умственной, нравственной, физической составляющей развития.
Результативность формирования представлений о ЗОЖ у ребенка дошкольного возраста считается более высокой. Это происходит по той причине, что имеющиеся в этом возрасте жизненные установки обладают еще малой прочностью (пластичность нервной системы). В этот период детства дети чрезвычайно сенситивны.
В старшем дошкольном возрасте, как писали А. Н. Леонтьев и С. Л. Рубинштейн, осуществляется процесс целенаправленного формирования знаний, переживаний, оценок, чувств, развитие способностей и интересов. Это означает, что родители и педагоги должны формировать представления ЗОЖ у детей именно на этой стадии дошкольного детства.
В старшем дошкольном периоде нервные процессы начинают обладать большой силой и подвижностью, если сравнить с предшествующей стадией. По этой причине новый характер приобретают познавательные интересы. Родители получают возможность рассказать ребенку об их представлениях о ЗОЖ, сделав возможным формирование осознанного отношения к формированию представлений.
Основа развития представлений о ЗОЖ у ребенка дошкольного возраста и родителей представлена такими составляющими, как научные знания (расширяют представления об организме, здоровье), медико-профилактические меры, рациональный режим дня, труда и отдыха. Для этого процесса имеет значение двигательная активность, правильно организованное питание и отсутствие вредных привычек.