Молодежь — это социальная группа, которая активно поглощает продукцию средств массовой информации (СМИ), черпая из нее информацию различного содержания. Этот происходит по той причине, что молодые люди очень любознательны и желают быть в курсе всех событий, которые происходят не только в их городе, но и во всём мире.
Молодежь и СМИ
Современные подростки и молодые люди оказываются включенными в новую реальность, которую они зачастую осваивают спонтанно и не используют для этого направленную помощь наставников.
Роль «наставников» в медиа обществе берут на себя различные посредники в виде средств массовой коммуникации. СМИ включают следующие составляющие:
- Пресса,
- Телевидение,
- Радио,
- Интернет,
- Мобильную связь.
Средства массовой информации сегодня стали для молодежи естественной средой обитания, и тем самым обрели важное значение в социализации человека. Современная молодежь обладает свободой выборы просмотра и прослушивания тех или иных СМИ. Это связано с тем, что средств массовой информации стало очень много.
СМИ оказывают двойственное воздействие на образ жизни молодых людей. С одной стороны, они представляют собой фактор, который стимулирует развитие представлений о здоровом образе жизни у молодежи. С другой стороны, СМИ провоцируют у молодых людей развитие вредных привычек, химической зависимости. Часто они влияют на развитие психологического дискомфорта.
Роль СМИ в формировании предпочтений молодежи
Некоторые ученые считают, что не нужно преувеличивать значение СМИ в формировании образа жизни молодых людей и начинать списывать все проблемы, которые существуют в молодежной среде, на негативное воздействие телевидения, интернета и прочих средств массовой информации. Другие ученые доказывают «тлетворное» влияние западной культуры и комерциолизации радио, телевидения и прессы на неокрепшую психику юношей и девушек.
Во времена СССР в СМИ абсолютно не было рекламы, при этом цензурой не пропускалась информация, которая могла бы негативно отразиться на личности или образе жизни молодых людей. Тем не менее, в стране имели место такие явления, как беспорядочные половые связи, курение и алкоголизм. Следовательно, не одни только СМИ сегодня привели к тому, что существенная часть граждан ведет нездоровый образ жизни.
В тоже время значение влияния средств массовой информации на предпочтения молодежи нельзя недооценивать. В последние десятилетия огромные средства, которые международные и отечественные компании вкладывают в рекламу здорового образа жизни, не идут ни в какое сравнение с финансированием программ, которые ранее были посвящены вредным продуктам (например, сигаретам и алкоголю). Это связано с тем, что государство ведет борьбу с негативным влиянием на молодежную среду со стороны СМИ.
Если рассматривать характер воздействия СМИ на предпочтения молодежи, то можно выделить два типа влияния. Дело в том, что средства массовой информации способны осуществлять положительное или отрицательное воздействие на молодых людей и подрастающее поколение. Таким образом, СМИ характеризуется двумя аспектами влияния, как двумя сторонами медали. Характер этого влияния можно проследить на примере телевидения.
СМИ особо популярные в молодежной среде
Социологические исследования последних лет, проводимые в России и в других странах, неоднократно подтвердили, что в структуре детских и молодежных предпочтений в качестве лидера выступает просмотр телевизионных передач. Это наиболее доступная и универсальная форма для провождения свободного времени.
По мнению ученых, помимо интернета, который также стал ведущим в предпочтениях молодежной субкультуры, сильное воздействие телевидения происходит на формирование представлений о современном состоянии общества.
В меньшей степени СМИ (а конкретно телевидение) влияет на развитие различных сторон общественного идеала, которые связаны с представле¬ниями об идеальном способе жизни, идеальном общественном строе и социальной справед¬ливости.
Влияние СМИ на установки молодежи
В молодежной среде прослеживается значительное противоречие в ценностных установках. С одной стороны, на уровне сознания происходит декларация стремления к личной независимости, хорошим и стабильным отношениям, формированию семьи и получению достойной профессии. С другой стороны, по результатам факторного анализа, ученые просматривают четкую ориентацию на западные стандарты жизни.
В этом контексте телевидение и Интернет имеют большое значение в создании и развитии ценностных установок молодых людей. Молодежная среда характеризуется достаточной обособленностью в культурном плане от старшего поколения, при этом телевидение, которое использует в своих трансляциях западные передачи и фильмы, с успехом продвигает иностранный образ жизни и мировосприятие.
Таким образом, СМИ оказывает существенное влияние на предпочтения молодежи, поскольку молодежная среда представлена такой социальной группой, которая очень сильно поддается влиянию масс-медиа. Есть позитивное и негативное медиа влияние на молодых людей, при этом сегодня все чаще говорят о втором из них. Часто те виды поведения, которые транслируются, например, в социальных сетях, выражаются в неадекватном поведении в обществе.
Социологам, которые изучают предпочтения молодежи в СМИ, а также их влияние на молодежную субкультуру, необходимо исследовать способы уменьшения попадания негативного рода информации. Иначе у нового поколения произойдет формирование неправильных ценностных установок. Последствия этого могут быть трагичными.
Многие исследователи считают, что важно поддерживать и вводить цензуру на некоторые фильмы и ролики (например, на те, где содержатся элементы насилия и эротики).