Психология общения – это раздел общей психологии, предметом которого является психологическая особенность процессов коммуникации, рассматриваемых под углом зрения взаимоотношений личности и общества.
Процесс общения – это сложное, многогранное информационное явление, которое возникает в результате взаимодействия людей.
Во время общения происходит прием и передача каких-либо данных посредством вербальных и невербальных средств. При общении происходит также прямая и обратная связь, который и провоцирует обмен какой-либо информацией между членами межличностной коммуникации, их реакцию и восприятие. Общение помогает также одному человеку влиять на другого.
Фазы и зоны межличностной коммуникации
Процесс общения подразделятся на следующие фазы:
- Фаза взаимонаправленности.
- Фаза взаимоотражения (психическое отражение партнера, то есть осознание индивидом ситуации действия).
- Фаза взаимоинформирования (собственно действие).
- Фаза взаимоотключения (свертывания контакта).
Фазы 2 и 3 во время коммуникации могут повторяться, при этом происходит новое отражение партнера, чье поведение уже изменено произошедшим обменом информацией.
При межличностной коммуникации обычно выделяется три пространственных зоны общения. Это:
- интимная зона (расстояние может достигать 15-45 см) допускает только родных и самых близкий друзей;
- личная зона (расстояние может достигать 46-122 см) допускает тех людей, с которыми поддерживаются деловые отношения – знакомые, коллеги по работе;
- социальная зона (расстояние может достигать 122 – 360 см) допускает общение на различного рода встречах в просторных помещениях. Отношения обычно имеют официальный характер.
Основные компоненты общения
Обычно межкультурная коммуникация включает в себя следующие компоненты общения, образующие некую структуру межличностной коммуникации. К ним относится:
- субъект и объект общения;
- средство общения;
- мотивация, потребность, цель общения;
- результат общения.
Коммуникация всегда происходит при помощи индивидов, которые пытаются установить между собой какую-либо связь. Каждый участник межличностной коммуникации является субъектом или объектом общения. Индивид может в одно и то же время представлять и одну, и другую сторону. Один человек познает своего собеседника, в то время как второй человек рассматривает первого как объект своего познания.
Чтобы организовать общение между двумя или несколькими людьми, необходимы определенные средства, которые помогают наладить и поддерживать связь между ними. Главную роль играет речь, которой присущи содержательность, выразительность, богатство языковых средств и культура. Главным же средством общения является язык.
Виды межличностной коммуникации
Межличностная коммуникация может подразделяться на следующие виды:
- деловое общение;
- неофициальное общение;
- служебное общение.
Деловое общение обычно подразумевает официальное общение. Оно связано с хозяйственной или трудовой деятельностью. Оно может производиться в форме личной коммуникации, телефонного звонка, переписку по электронной почте.
Неофициальное общение – это привычная нам коммуникация в семейной, дружеской обстановке, не подразумевающая строгих норм.
Служебное общение – это взаимодействие людей, которые находятся на работе.
Пример служебного общения можно увидеть на предприятиях, в магазинах. Деловое общение подразумевает собой более широкое общение сотрудников одной фирмы. Оно осуществляется не только в стенах офиса, но и за его пределами.
Культура общения
Понятие “культура” – это не только уровень развития общества, характерный для того или иного исторического этапа, но и уровень развития личностных качеств людей. Существует также культура общения, которая не допускает невежественного отношения к окружающим. Она может считаться единственной возможностью урегулирования человеческих отношений.
Высокий уровень культуры общения подразумевает под собой решение всех вопросов, не прибегая к физической силе или глубокому психологическому давлению либо насилию.
Культура общения имеет нормативный характер, ее предписания, сформированные для поведения людей в условиях межличностной коммуникации являются определенными и однозначными, а также носят стабильный характер, отвечающий стандартам и требованиям своего времени.
Культура делового общения – это уровень речевого, письменного и неречевого развития, которое помогает устанавливать адекватную межличностную коммуникацию. Культуру делового общения контролируют такие науки, как этика и психология.
Этикой называется наука, предметом изучения которой является мораль. Мораль (нравственность) – это способ урегулирования поведения человека в социуме при помощи общепринятых правил и норм. Нравственность организует действия человека во всех сферах его жизни, в том числе и хозяйственной. Главным критерием этичности (нравственности) поведения людей является причинение ими добра и зла.
Существует также такое понятие, как «культурный деловой человек». Это понятие подразумевает собой качества, свойственные человеку как разумному социальному существу, поведение и сознание которого определяют общечеловеческие духовные ценности и культурные требования, которые предъявляются ему социальными группами, с которыми он взаимодействует. Древнегреческие мыслители определили критерии, по которым можно определить культурного делового человека. К этим критериям относится способность к самоорганизации, самообразованию, внутренняя собранность и наличие нравственности. Позже к ним также стали присоединять такое качество, как человеколюбие (гуманизм). В настоящее время понятие “культурный деловой человек” – это не просто набор вышеперечисленных качеств. Культурный деловой человек – это человек с высоким уровнем профессионализма, умеющий находить выход из любой сложной ситуации, способный общаться с равными себе, а также теми, кто ниже его по должности. Нет сомнений, что при определении уровня культуры человека самым важным критерием является его нравственность.