Сущность понятия «познавательные способности»
Познавательные способности – это сенсорные и интеллектуальные способности, обеспечивающие продуктивное овладение знаниями.
В отечественной психологической науке проблема способностей, в виду её своеобразного «закрытия», которое произошло в 1936 г., представляет наименее разработанную область.
Многие годы распространенными были следующие определения задатков и способностей.
Задатки – это анатомо-физиологические особенности человека, составляющие основу развития способностей.
Способности формируются в деятельности, а в их основе лежат задатки индивидуально-психологических особенностей.
Отсюда вытекают определения специальной и общей одаренности. Если специальная одаренность представляет собой сочетание способностей для успеха в деятельности, то общая одаренность – это возможности для широкого круга деятельности.
Д.Б. Богоявленская считает, что единое научно-обоснованное понятие одаренности сегодня отсутствует.
Изучением способностей, в основе которых лежит системный подход, занимался В. Д. Шадриков, и по мнению Д. Б. Богоявленской, его концепция является «визитной карточкой» линии исследования психологии способностей. Его концепция содержит в себе все наработки в этой области.
Шадриков считает, что способность является функциональным свойством, которое проявляется в ходе функционирования системы. Являясь свойствами объекта, способности определяются структурой и свойствами элементов этого объекта – значит, и способности и задатки будут свойствами.
Концепция способностей В. Д. Шадрикова раскрывает сущность задатков и способностей как психологических понятий, кроме того, она уточняет характер отношений между ними.
Что касается общих способностей, то они являются психологической основой для успешной познавательной деятельности, и попытку систематизировать их предпринял отечественный психолог В.Н. Дружинин, который к общим способностям относит интеллект, обучаемость, креативность.
М.А. Холодная, кроме способностей, выделенных Дружининым, относит ещё конвергентные способности и познавательные стили.
Познавательные способности являются следствием биологической и социальной эволюции человека. Их базой является любознательность, мотивация мышления, как в младшем, так и в старшем возрасте.
Умственные способности принимают участие в переработке полученной сознанием информации и в познавательной деятельности, а идеальным инструментом для этого является мышление.
Мышление осуществляет взаимодействие познания и преобразования информации, которые являются разными процессами и происходят на психическом уровне.
Любознательность является мотивацией к осуществлению познавательной деятельности, это тяга к получению новой информации.
Развитие познавательных способностей
Познавательные способности, не только можно, но и нужно развивать, а начинать надо это в самом раннем возрасте.
Отличительной особенностью дошкольников является их любознательность, которая помогает познавать устройство мира. Получая новую информацию, малыши углубляют свои знания, ищут ответы на возникающие вопросы. Родителям важно поощрять и развивать эту познавательную заинтересованность ребенка.
Рисунок 1. Формы работы с детьми по познавательному развитию. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
У дошкольников познавательные способности развиваются разными способами и, наиболее эффективным является чтение книг, которые выбираются в соответствии с возрастом. Например, сказки, рассказы о животных, фантастические истории интересны малышам 2-3-х лет. Чуть постарше ребенок начинает идентифицировать себя с главным героем, поэтому выбирать надо истории с позитивным воспитывающим сюжетом.
Развитие познавательных способностей может проходить в форме сюжетных и подвижных игр, чтобы ребенок учился строить отношения с окружающими, учился быть частью команды. Основной линией умственного развития дошкольников является развитие познавательных способностей и становление образных форм познания.
Именно в дошкольном возрасте, считают Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, происходит бурное умственное развитие, а затем его темпы замедляются.
Проявляются познавательные способности в умении задавать вопросы, выделять характерные свойства, видеть различия, наблюдать. Они обеспечивают успех любой познавательной деятельности.
Важно досуг ребенка наполнять разными эмоциями, впечатлениями, занятиями творчеством, что будет способствовать любознательности и интересу к миру.
Для каждого возраста характерна своя познавательная активность.
К основным познавательным способностям относится восприятие, в структуре которого выделяется две подструктуры – виды восприятия и свойства восприятия.
К свойствам восприятия относятся объем, целостность, структура, осмысленность.
Восприятие является интеллектуальным процессом, в основе которого лежит активный поиск признаков для формирования образа предмета.
Восприятие у дошкольника носит непроизвольный характер, ребенок не может самостоятельно анализировать предмет, не может управлять своим восприятием и в предмете выделяет не самое главное, а то, что ярко выделяется на фоне других предметов.
Развитие способностей является сложным процессом и не сводится только к количественному росту. В этом процессе, прежде всего, идет качественная перестройка способностей.
Развитие способностей, по мнению С.Л. Рубинштейна, идет по спирали – реализующиеся возможности, представляющие способности одного уровня, открывают возможности для развития способностей более высокого уровня.
Интуиция
Познавательные способности при их формировании проходят ещё такой этап, как получение интуитивной информации.
В этом плане человек руководствуется инстинктивными, бессознательными процессами. К чувственному восприятию интуиция не относится, но, с ним связана. Интеллектуальная интуиция дает возможность проникнуть в суть вещей. Ранее она применялась для непосредственного познания божественного начала, потому что идея этого процесса имела религиозно-мистическое происхождение.
Что касается Нового времени и его рационализма, то эта категория признавалась высшей формой познания.
В постклассической философии среди основных познавательных способностей интуиция рассматривалась как способ иррационального истолкования объектов и явлений и имела религиозную окраску.
Факт существования интеллектуальной интуиции подтвержден опытом в трудах Теслы, Эйнштейна, Боткина и др., поэтому современная наука не может опровергать и пренебрегать этой категорией.
Для интеллектуальной интуиции характерны некоторые особенности – истина может постигаться непосредственно на сущностном уровне изучаемых объектов, но, при этом задачи могут быть решены неожиданно, путь, как и средства их решения, выбраны не осознанно.
Интуиция – это способность постижения истины через её прямое видение без всяких доказательств и обоснований.
Человек выработал такую способность в результате необходимости принятия быстрых решений при неполной информации, что можно расценивать как вероятностный ответ на условия среды.
Интуицию могут формировать факторы, которые являются следствием основательной профессиональной подготовки и глубочайшего знания проблемы.
В результате попыток решить проблему складываются поисковые ситуации, появляются поисковые доминанты, что является своеобразной «подсказкой» человеку на пути познания истины.
Интеллектуальная интуиция может быть стандартизированной, творческой, в которой выделяются два подвида – эйдетическая и концептуальная.
В целом творческая интуиция представляет собой специфический познавательный процесс, в котором взаимодействуют чувственные образы и абстрактное мышление.