Познавательные психические процессы
Познавательные или когнитивные процессы – это вид психических процессов, которые связаны с восприятием и переработкой поступающих извне данных. Познавательные процессы выполняют важнейшую функцию, они обеспечивают взаимодействие личности с внешней средой.
Наука, изучающая когнитивные процессы, называется когнитивной психологией.
К познавательным процессам относят следующие формы восприятия и переработки информации:
- ощущение,
- восприятие,
- память,
- воображение,
- внимание,
- мышление,
- речь.
Рассмотрим каждый процесс по-отдельности.
Ощущения
Ощущения – основной источник информации о внешнем мире и о собственном теле, они являются одним из главных условий психологического развития. Ощущения представляют собой каналы, по которым информация о явлениях окружающей среды и состояниях организма доходит до мозга. Они позволяют человеку ориентироваться во внешнем мире и своем теле.
Все ощущения можно разделить на три основных типа:
- Интероцептивные – тип ощущений, при котором сигналы из внутренней среды обеспечивают регуляцию элементарных влечений. Они дают информацию о внутреннем состоянии организма. К ним можно отнести чувство голода, чувство дискомфорта, чувство успокоения и т.д.;
- Проприоцептивные – тип ощущений, который обеспечивает регуляцию движений тела и дает информацию о положении тела в пространстве;
- Экстрацептивные – тип ощущений, которые являются базисом сознательного поведения человека. Их условно разделяют на контактные и дистантные. Контактные ощущения возникают при непосредственном взаимодействии раздражителя с соответствующим воспринимаемым органом. К ним относят вкус и осязание. Дистантные ощущения возникают при взаимодействии раздражителя и органа чувств на определенном расстоянии. Это такие ощущения, как обоняние, слух и зрение.
Восприятие
Восприятие – это синтез отдельных изолированных ощущений в целостный образ. Восприятие представляет собой сложный и активный процесс отражения предметов и ситуаций, при котором происходит определение основных признаков объекта и их объединение в комплекс. Далее данная группа признаков сопоставляется с полученной информацией о предмете. При совпадении данных происходит узнавание предмета и завершение процесса восприятия.
Для разделения вещей по разным категориям с конкретным описанием их свойств и признаков человек использует речь. Он называет воспринимаемый предмет определенным словом. Это указывает на близость восприятия и мышления.
Память
Памятью является запечатление, сохранение и воспроизведение следов прежнего опыта, позволяющие накопить информацию, после того как определенные явления исчезли. Память распространяется на интеллектуальную, двигательную и эмоциональную деятельность.
По процессу формирования память условно разделяют на кратковременную и долговременную. При кратковременной памяти следы произошедших событий сформировались, но еще не укрепились, а при долговременной следы сформировались и настолько укрепились, что могут сохраняться длительное время и имеют устойчивость к влиянию различных воздействий.
Воображение
Под воображением понимают когнитивный процесс, при котором объекты и явления в данным момент времени не ощущаются органами чувств, а формируются на базе полученного опыта. Воображение тесно связано с памятью и характерно только для человека. Оно может влиять на функции и движение организма.
Выделяют непроизвольное воображение, т.е. формирование образов без каких-либо усилий человека, и произвольное воображение, при котором индивидуум намеренно пытается вообразить что-то конкретное. К особым видам воображения следует отнести мечты. Мечта представляет собой сознательный процесс создания образов желаемого, они показывают, что для человека важно и к чему он стремится.
Внимание
Внимание представляет собой отбор нужной информации и обеспечение избирательного характера сознательной деятельности. Человек из огромного потока информации, которая его окружает, способен выбрать самые важные и необходимые вещи. При этом выделяют объем внимания, т.е. количество поступающих сигналов от раздражителей, которые преобладают и сохраняются в центре сознания. Также внимание характеризуется устойчивостью – это время, на которое определенные процессы преобладают в сознании.
Мышление
Мышление – это процесс отражения действительности в ее существенных связях и отношениях и формирование новых знаний. Мышления является сложным и важнейшим познавательным процессом, в результате которого образуется мысль. Мышление классифицируют на следующие виды:
- Наглядно-действенное. Оно возникает на практике при выполнении операций, требующих мыслительной деятельности;
- Наглядно-образное. Оно основано на представлениях и образах;
- Словесно-логическое. Оно базируется на абстрактных процессах, которые оперируют логикой и понятиями.
Речь
Данная форма тесно связана с мышлением и служит проявлением интеллектуальной деятельности человека. Иногда речь относят к одной из форм мышления. Она является базисом усвоения и использования знаний, позволяет отражать сложные связи и отношения и выполняет следующие функции:
- Выражение. Речь позволяет отразить свою точку зрения и свое отношение к определенному предмету, явлению или событию;
- Сообщение. Речь позволяет донести информацию до собеседника, регулирует ее обмен.
- Обозначение. С помощью слов человек дает названия вещам и явлениям, которые различаются при восприятии;
- Воздействие. Речь может оказывать влияние на поведение, эмоциональные переживания и мышление людей.
В заключении следует отметить, что все познавательные процессы тесно взаимосвязаны друг с другом. Они позволяют сформировать тонкое и сложное восприятие мира. Нарушение одного из процессов, которое имеет место быть при заболеваниях и патологиях мозга, а также различных травмах, существенно влияет на психическое развитие человека.