Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Повышение грамотности речи как составляющая часть тренинга коммуникативной компетентности

Понятие коммуникативной компетентности

Определение 1

Коммуникативная компетентность – это умение общаться, устанавливая дружеские и деловые контакты между людьми, это хорошая осведомленность в области общения и умение применять эти знания на практике.

Коммуникативная компетентность определяется как способность и готовность к речевому общению. Эта способность включает знание речевых норм, речевые умения и навыки и собственно-коммуникативные умения.

Компоненты коммуникативной компетентности. коммуникативной компетентности

Рисунок 1. Компоненты коммуникативной компетентности. коммуникативной компетентности

Коммуникативная компетентность имеет свои признаки:

  • хорошая ориентировка во взаимодействии;
  • желание и стремление понять собеседника в контексте конкретной ситуации;
  • контактная установка и на дело, и на партнера;
  • уверенность в знании ситуации и уверенность в себе;
  • готовность проявить инициативу;
  • удовлетворенность в общении, снижение нервно-психических затрат в ходе коммуникации;
  • умение общаться в разных статусно-ролевых позициях.

В составе коммуникативной компетентности находится языковой и речевой компоненты, учебно-познавательный компонент и социокультурный компонент, этикетный компонент и общекультурный.

Среди всех видов взаимодействия людей деловая коммуникация является самым массовым видом, осуществляемая в процессе их познавательно-трудовой деятельности.

Цель делового общения заключается в расширении практических проблем, когда необходимо изменить деятельность других людей или направить их.

Любой говорящий человек коммуникативно одарен, что значит, он реализует себя как коммуникативная личность.

«Повышение грамотности речи как составляющая часть тренинга коммуникативной компетентности» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Для коммуникативной личности характерны индивидуальные свойства и характеристики, которые сформировались в процессе познавательного опыта и собственно коммуникативной компетенции – это умение выбирать коммуникативный код и целенаправленно передавать информацию в конкретной ситуации.

Коммуникативная личность имеет свои параметры – мотивационный, когнитивный, функциональный. Функциональный параметр называют языковой компетентностью.

Функциональное свойство личности предполагает владение вербальными и невербальными средствами, умение варьировать коммуникативными средствами в ходе коммуникации, построение высказываний в соответствии с нормами и правилами речевого этикета.

Коммуникативная компетентность предполагает три уровня адекватности партнеров – коммуникативный уровень, когда между субъектом и объектом происходит взаимодействие с целью обмена информацией, интерактивный уровень – взаимодействие, предполагающее определенную форму организации совместной деятельности, перцептивный уровень – процесс восприятия и познания субъектом и объектом друг друга.

Замечание 1

К основным коммуникативным умениям относятся умения слушать, понимать, воздействовать, самовыражаться. Наработать коммуникативные умения можно в ходе коммуникации.

Речевые умения – элемент успешной коммуникации

Любая форма делового общения включает монологи и диалоги его участников.

Средством достижения целей делового общения является публичная речь, которая должна отвечать определенным требованиям, т.е. она должна быть не просто красивой, а убедительной, доказательной, логичной, продуманной.

Эмоциональная окраска речи, её логичность и грамотность – это обязательное условие делового общения, поэтому деловому человеку важно владеть техникой непосредственного контакта и уметь обращаться со словом.

В публичной речи надо не только знать, что сказать, но и как сказать. Если сказать другими словами, то речь идет об основах риторики для успешной коммуникации.

Риторика является учением о речевом воспитании личности, цель которого заключается в приобретении навыков и умений речевого поведения.

Воспитание, считали ученые Древней Греции, начинается с речи. Древнегреческий оратор Аристотель доказал, что публичная речь включает в себя три элемента – личность оратора, предмет разговора, лицо, к которому оратор обращается.

Навыку публичной речи необходимо обучаться.

Умения говорить, можно оценить по таким направлениям – умения грамотно говорить и творчески, умения кратко и понятно излагать свои мысли.

Цицерон перед оратором ставил три задачи:

  1. приводимые в речи факты должны быть истинны;
  2. речь должна доставлять эстетическое наслаждение;
  3. речь должна воздействовать на волю человека и побуждать его к активной деятельности.

Манеры и жестикуляция должны соответствовать содержанию речи – внимание этому уделял ещё Леонардо да Винчи.

Риторическое искусство является длительным процессом и требует большой практики говорения. Существует классическая схема ораторского искусства, в основе которой лежат пять этапов:

  1. подбор материала для публичного выступления;
  2. распределение материала в логической последовательности и составление плана выступления;
  3. литературная обработка речи;
  4. запоминание текста;
  5. произнесение текста.

Для ораторского монолога выбирается тема и цель.

Название выступления должно отражать содержание речи и быть привлекательным для слушателей. Работая над текстом, говорящий должен ясно представлять, что он хочет добиться, какой реакции он ждет от слушателей, поэтому определятся цель выступления.

Для публичных монологов основными целями являются сообщение и воздействие. Цель и задача выступления обязательно сообщаются слушателям.

Сам материал для публичного выступления может быть как теоретический, так и фактический, а насыщенность речи зависит от её жанра.

Например, в отчетном докладе приводятся факты, они доказывают положения и убеждают слушателей. Точность приводимых цифр, дат, имен предварительно проверяется. Продумывается композиция и логика изложения, а текст редактируется.

Тренинг коммуникативной компетентности

Тренинг коммуникативной компетентности представляет собой современное исследование общения и создание способов взаимодействия. Общение заключается не только в передаче информации, это сложный и многоплановый процесс.

Многоплановость общения можно раскрыть на тренинге, который знакомит его участников с техниками активного слушания, расширяет репертуар коммуникативного поведения, учит избегать коммуникативных барьеров в общении, способствует развитию грамотной речи.

Что касается профессиональной сферы, то он помогает избегать конфликтных ситуаций.

Важным компонентом коммуникативной компетентности профессионала является дискурсивно-лингвистический. Этот компонент предполагает знание лексико-грамматических и фонетических норм языка, умение грамотно строить как устные, так и письменные тексты по рассматриваемой теме.

Кроме содержания речевая деятельность характеризуется интенсивностью и продуктивностью.

Проблема речевого развития является актуальной как в теоретическом, так и практическом плане.

Виды речевой деятельности в зависимости от формы общения объединяются попарно – «говорение-слушание», «письмо-чтение».

Успешность речевого общения зависит от того, насколько у человека сформированы навыки речевой деятельности.

В русском языке представлены как литературный язык, так и территориальные и социальные диалекты, просторечие.

Сферу политики, культуры, науки, делопроизводства, законодательство обслуживает литературный язык. Любой человек может владеть двумя формами языка, например, литературным и просторечием.

Литературный язык отличается нормированностью. Норма – это общепринятое употребление элементов языка.

Основными источниками норм языка являются произведения писателей, средства массовой информации, научные исследования лингвистов, общепринятое современное употребление.

К известным грамматическим нормам относятся орфография и пунктуация. Орфография – это нормы правописания, правила написания слов. Пунктуация – правила расстановки знаков препинания.

Принцип коммуникативной целесообразности и знание речевых норм – это основа культуры речи человека.

Культура речи содержит нормативный, коммуникативный, этический компоненты.

С точки зрения культуры речи качественная оценка высказывания предполагает ответы на вопросы – построена ли речь по литературным нормам, уместна ли она в определенной ситуации, будет ли она «хорошей», действенной, искусной.

Дата последнего обновления статьи: 01.10.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot