Психическое здоровье — это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой личностный потенциал, продуктивно и плодотворно работать, а также способен справляться с обычными жизненными стрессами.
Понятие и особенности психического здоровья
Психическое здоровье является важной составной частью человеческого здоровья. Эта важность обусловлена тем, что организм человека, в котором все составляющие связаны друг с другом и воздействуют друг на друга, в значительной мере находится под контролем нервной системы. По этой причине психическое состояние отражается на деятельности всех функциональных систем. Состояние последних же, в свою очередь, начинает сказываться на психике.
Психическое здоровье характеризуется следующими факторами:
- Отсутствие психических или психосоматических заболеваний;
- Нормальное возрастное развитие психики;
- Благоприятное (нормальное) функциональное состояние.
Благоприятное психическое состояние психологи рассматривают в качестве системы характеристик и функций, которые соответствуют возрастным нормам и обеспечивают эффективное выполнение задач, стоящих перед человеком в разных областях жизнедеятельности.
Человеческой психике, особенно развивающейся психике ребенка, присуща связь между изменяющейся генетической программой и пластичной средой (особенно социальной). По этой причине норма психического здоровья определяется сложно, в основном качественно. Специалисты отмечают, что грань между болезнью и здоровьем в некоторых ситуациях размыта. Вот почему пограничные состояния более характерны для нервной системы, чем для прочих систем или органов. Особенно это значимо в процессе выполнения той или иной работы, которая сопровождается психическим напряжением.
Психическое напряжение становится той физиологической «ценой», которую организм должен заплатить за осуществление деятельности. Одинаковый уровень работоспособности у разных субъектов обеспечивается ценой неодинаковых усилий. Особенно это заметно у детей.
Нормы психического здоровья
Определение нормы психического здоровья в интеллектуально-психической сфере считается достаточно сложной задачей. Это обусловлено большой гибкостью функциональных характеристик нервной системы и сложнейшей динамикой взаимоотношений между мозгом и средой. Практически задачи можно разрешить с помощью сложного медико-биологического и психологического исследования, а окончательное заключение выносит лишь специалист.
Для сферы психического здоровья необходимо сопоставить мнения нескольких специалистов-экспертов в сфере неврологии, психиатрии, психоневрологии, психологии, психоанализа. Но для одномоментной оценки психического здоровья, включая самоконтроль своего состояния, человек может взять за основу некоторые простейшие приемы. Они не предполагают использования специального оборудования и специфических знаний.
Несомненный показатель психического здоровья представлен полноценностью сна в качестве важнейшего компонента жизнедеятельности человека. Также сюда важно включить умственную работоспособность, интегрирующую базовые характеристики психики.
Рассмотрение проблемы соотнесения аспектов «психологической нормы» и «психических отклонений» представлено в современных научных публикациях. Это подтверждает тот факт, что она пока еще не смогла быть окончательно решена по причине своей сложности. Решение осложняет и недостаточная изученность природы, сути психики человека, принципов ее организации.
Проблема определения норм обладает междисциплинарным характером. Так или иначе, она может проявляться в разных отраслях психологической науки:
- Дифференциальная психология,
- Психология развития,
- Педагогическая психология,
- Психология личности,
- Нейропсихология и др.
Актуален данный вопрос и для психиатрии. Соответственно есть и различные подходы к этой проблеме. Наиболее значимые из них существуют в психологии личности, нейропсихологии, детской психологии. В общем виде для современной науки принято несколько подходов к пониманию «нормы». Психологический подход к анализу норм развития состоит из общепсихологического и возрастно-психологического аспекта.
Патологии психического развития детей
К патологиям психического развития можно отнести нарушения его нормального темпа. В этом случае отдельные психические функции (например, память, внимание, мышление, эмоции) начинают отставать в своём развитии от принятых психологических норм для того или иного возраста.
Проявлением патологий считается задержка психического развития (ЗПР). Она заключается в появлении обратимых нарушений интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы. Процесс сопровождается специфическими трудностями в обучении.
В соответствии с временем возникновения нарушения могут быть врожденными и приобретенными. По обратимости возникающего отклонения их делят на необратимые, частично обратимые и практически обратимые. В зависимости от этиологии, представляющей собой основную причину нарушения, выделяют церебрально-органические, психогенные и соматогенные нарушения.
В целом причины отклонений в развитии объединяют в две большие группы: социальные и биологические. С позиции клинического подхода все формы патологий классифицируют на два больших класса в соответствии с темпом процесса развития. Класс расстройств может быть представлен ретардацией, запаздыванием или приостановкой психического развития любого происхождения.
Второй класс расстройств является асинхронией, которая характеризуется сочетанием выраженного опережения развития одних функций с существенным отставанием темпа формирования других. Это ведет к дисгармонии структуры психики, способствуя ее искажению и диспропорциональности.