Национальный характер – это совокупность особенностей восприятия мира и возможных реакций на него, наиболее свойственных для той или иной национальности.
Этнонациональные особенности политического процесса
Такое явление как политический процесс относится к многогранным и одни исследователи отождествляют его в целом с политикой, другие коррелируют с характером функционирования политической системы, динамикой соперничества групп за власть и ресурсы. Тем не менее, общепризнанным считается, что политический процесс отображает реальное взаимодействие субъектов политической жизни, которые сложились в результате воздействия внутренних и внешних факторов.
Политические субъекты, при реализации своих функций постоянно привносят изменяющиеся новации, стереотипы, цели, предрассудки, стимулы, мотивы и др. Закономерности, факторы и механизмы включения личности в политический процесс раскрывает политическая психология, в центре внимания которой находятся политические установки, ориентация, позиция и активность. Несмотря на то, что человек в выборе политической реальности индивидуален, тем не менее, на него оказывает влияние проявление социальной реакции на политическую среду.
Обуславливается это психологическое восприятие социально-политических процессов разными детерминантами, и, прежде всего, национальным фактором. Именно национальный фактор (характер) лежит в основе психологического склада нации.
Национальный характер заметно влияет на политическую культуру, политические позиции и способы действий в политическом пространстве.
В последние десятилетия в российском обществе произошла кардинальная смена общественной системы, в результате чего потребовалась переоценка всей системы ценностей, в которой отражается характер многонациональных связей и отношений.
Для России характерны уникальные региональные различия, этнонациональные особенности, ценностные ориентации населения. Объяснение этой уникальности лежит в геоклиматических, конфессиональных, этнических, цивилизационных концепциях развития. Для каждого отдельного региона России характерен особый образ жизни, особые обычаи, традиции, особые этические нормы, в соответствии с которыми строятся модели повседневной деятельности, входящие в ментальность народа. В каждом регионе складываются свои стандарты представлений, верования, предпочтений людей, выражающихся в их поведении.
Довольно большое место в этнонациональном компоненте сегодняшнего политического процесса, занимают противоречия:
- между научным потенциалом политической психологии и степенью его востребованности;
- между системой ценностных ориентаций этнофора и уровнем его изученности;
- между потребностью сочетания как новых, так и традиционных этнических ценностей и степенью их разработанности, наличием возможностей для их развития;
- между необходимостью развития этнонациональной культуры субъектов и недостаточным уровнем реальной организации.
Все противоречия требуют научного и практического разрешения.
Учет и познание психологической природы этнонациональной культуры с одной стороны и определение условий её развития с другой стороны, просто необходимы и требуют от политической психологии анализа всех закономерностей проявления этнонациональной культуры субъектов политики и выявление факторов их развития.
Таким образом, анализ национального фактора в формировании политической позиции, играет важнейшую роль и является сегодня актуальной проблемой.
Национальный характер
Национальный характер считается составным компонентом и основой психического склада нации и национальной психологии. Совокупность эмоциональных и более рациональных элементов представляют собой «психический склад нации», благодаря которому представители одной национально-этнической группы отличаются от другой такой же группы.
Отчетливее всего национальный характер проявляется в темпераменте – спокойные и уравновешенные скандинавские народы и зажигательные, шумные латиноамериканцы. Очевидными будут различия в темпе речи, динамике жестов и движений, различия во всех психических проявлениях.
Первоначально национальный характер был описательным и впервые о нем стали говорить путешественники, а потом географы и этнографы, чтобы обозначить специфическую особенность жизни разных народов.
Описывая разные народы, авторы часто имели в виду совсем несопоставимые и различные вещи. Отсюда обобщенная трактовка национального характера носит недостаточно целостный характер.
Истоками национального характера являются устойчивые психофизиологические и биологические особенности организма человека, где имеют место такие факторы, как реактивность центральной нервной системы и скорость протекания нервных процессов. По своему происхождению эти факторы связаны с климатическими условиями обитания национально-этнической группы. Люди, живущие в жарком климате, отличаются биологическими и психофизиологическими особенностями, а значит и национальным характером от людей, живущих в умеренном климате.
Формирование национального характера – это сложный историко-психологический процесс, длящийся в течение многих веков.
Выражение особенностей национального характера проявлялось в национальной культуре, нормативах и образцах адаптивного поведения. Так, например, шведскому национальному характеру присуща рациональность мышления, стремление к компромиссу, склонность не выставлять свои чувства напоказ.
Постепенно социальная организация жизни усложнялась, и приспособительное значение национального характера отходило на задний план и сегодня функция национального характера довольно скромная – своеобразная «эмоциональная подпитка» поведения представителей национально-этнических групп. Русский и азербайджанский политики одинаковые социальные роли, например, исполняют по-разному.
Специалисты в структуре национального характера выделяют ряд элементов:
- темперамент (бурный, спокойный, медлительный);
- эмоции (восторженные, скептические);
- национальные чувства (национальную гордость или уничижительность);
- национальные предрассудки, например, национальный консерватизм, покорность или, наоборот, национальное бунтарство, самоуверенность.
Этапы изучения национального характера
Попытки систематизировать элементы структуры национального характера, не дали каких-либо надежных результатов и, тем не менее, являются предметом научных исследований.
Этнопсихологическая американская школа исходила из того, что у разных социально-этнических групп существуют специфический национальный характер. Сторонники данной школы строили модели «средней личности», выделяя в каждой нации «базисную», собравшую общие национальные черты всех представителей.
Влияние культурных и политических институтов в формировании качеств национального характера, было приоритетным. Основная трудность, как было установлено, заключалась в этноцентризме, который выполняет сложные функции, консолидируя свою национально-этническую группу с одной стороны, и порождая непонимание представителей этой группы в иной национально-культурной среде – с другой стороны.
Вызывая феномен аккультурации, этноцентризм усиливает влияние стереотипов, предрассудков, «эмоциональных шор».В 50-е годы авторитет этой школы упал, она была подвергнута суровой критике.
Выделить целостное направление изучения национального характера невозможно, исследования проводятся в разных контекстах и с разных концептуальных позиций. Одни ученые стараются отыскать черты национального характера, разделяя людей на жестко фиксированные и противопоставленные друг другу национально-этнические группы. Другие настаивают на том, что понятие «национальный характер» является фикцией, гипотезой, не имеющей объяснительной силы, а потому ненаучной категорией. Однако реальная политика постоянно сталкивается с взрывными проявлениями национального характера, особенно в межнациональных конфликтах.