Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Связь политических и национальных процессов

Понятие «национальные политические процессы»

Замечание 1

Национальные (общенациональные) политические процессы – это разновидность внутриполитических процессов, наряду с национально-региональными и местными политическими процессами.

Анализ любого национального политического процесса строится исходя из следующих понятий:

  • государственная идентичность;
  • национальная идентичность;
  • национальное самосознание.

Этничность – широко используемое в науке понятие, обозначающее разные формы идентичности, которые проявляются в жизнедеятельности различных этнических общностей. Терминологически развитие этого понятия начинается с 60-х гг. XX века, когда концепт «этничности» стал ответом на изменения, происходящие в постколониальном геополитическом пространстве. Определенную роль сыграли национальные движения в промышленно развитых странах.

Национальные политические процессы неразрывно связаны с понятием национальной безопасности государства, которую можно определить, как силу, определяющую преобладание в экономическом развитии и военной мощи над другими странами.

В настоящее время национальную безопасность связывают с конкретной государственной и территориальной общностью, базирующейся на устойчивых экономических, социально-политических, религиозных и культурных связях. Национальная безопасность порождает новые виды безопасности: экологическую, продовольственную, энергетическую, демографическую и др.

Особенности национальных политических процессов

Исторически сложившиеся теоретико-методологические подходы к исследованию национальных политических процессов, политические технологии управления этими процессами в настоящее время демонстрируют свою несостоятельность. Для решения этих вопросов создается и разрабатывается соответствующий методологический инструментарий и понятийный аппарат, создаются новые управленческие практики.

Готовые работы на аналогичную тему

Исследование национальных политических процессов в качестве объекта управления предусматривает предварительное рассмотрение их специфики и природы. В тоже время такие исследования сдерживаются недостаточным уровнем теоретических представлений в области политологии.

Национальные политические процессы можно рассматривать как взаимосвязь политического и национального. Однако представления о реальных механизмах взаимодействия национального и политики являются вариативными.

При изучении национальных политических процессов необходимо обращать внимание на соотношение открытых (легальных) и закрытых (теневых) процессов. Если формирование демократической политической требует усиления публичности и открытости политического процесса, то теневые процессы указанным задачам противоречат. Такие процессы не предполагают открытости целей и механизмов правления, они базируются на публично неоформленных центрах власти.

Различные этнические и культурные различия оказывают значительное влияние на функционирование политической системы и процессы демократического транзита. Национальные политические процессы особенно ярко проявляются в полиэтнических обществах. Процессы демократического транзита могут быть неразрывно связаны с проблемами демократического переустройства всей системы межнациональных отношений. Различного рода этно-национальные разногласия, способные привести к разным формам национализма, подъему националистических движений, не позволяют установить демократические основы в тех или иных общественных условиях.

Сдерживанию межэтнических и межнациональных территориальных конфликтов способствует централизация государственного управления. В процессе демократического переустройства общества, вследствие ослабления такого управления, возможно обострение конфликтов на национальной почве, что создает угрозу территориальной безопасности и целостности всего государства.

Например, в начале 90-х гг. XX века республики Советского Союза приняли декларации о суверенитете, в отдельных конституциях республик были зафиксированы положения, которые угрожали целостности и суверенитету страны. Значительно обострились противоречия между административно-территориальными и национально-территориальными образованиями. Стали появляться очаги межэтнических конфликтов как на местном, так и на региональном уровнях. Проявилось несоответствие сложившейся в советский период системы межнациональных отношений новым условиям. Проявилась потребность в новой национальной политике.

Наличие в обществе разных этнических групп может стать значимым фактором политического процесса, оказать большое влияние на трансформацию и функционирование политической системы. Этнический фактор играет большую роль и в выборе оптимальной политической системы государства, что обусловливает необходимость исследования национальных политических процессов в качестве специфической разновидности политических процессов, которая требует специфического управления.

Концепции национального и этнического

Выделяют три основные концепции национального и этнического:

  • примордиализм;
  • конструктивизм;
  • инструментализм.

Отдельные исследователи все концепции сводят только к «реализму» и «конструктивизму». Другие исследователи к основным концепциям добавляют эссенциализм и натурализм. Выбор той или иной концепции во многом определяет стратегические и тактические рычаги управления национальными политическими процессами, в том числе государственно-правового управления.

В российских исследованиях превалирует примордиалистская концепция, которая с одной стороны подчеркивает идентичность и историческую устойчивость этносов, а с другой стороны - выделяет ее биологические, социально-психологические и социально-культурные аспекты. Этнические сообщества, с точки зрения примордиализма, это реальные сущности, которые сформировались в прошлом и сохранились с некоторыми изменениями до наших дней.

Конструктивизм (и относительно приближенный к нему инструментализм) наибольшее распространение получил в 80-е - 90-е гг. XX века. Конструктивизм представляет собой ценностно-ориентированный подход, который признает роль интересов в политике, подчеркивает значимость проблемы идентичности в политике. Конструктивизм рассматривает нации как конструкции, как некие «воображаемые сообщества». Он обращает особое внимание на процесс формирования наций, на значение деятельности людей в их становлении и существовании. В конструктивизме на основе разных способов идентификации и определяется соотношение нации и этноса. Для нации характер самоидентификации несет позитивный характер, для этноса - негативный.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Наталья Николаевна Чувелева

Эксперт по предмету «Политология» , преподавательский стаж — 20 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис