Понятие и сущность игротерапии
Игротерапия (игровая терапия) – это один из методов психотерапевтического воздействия не ребенка или взрослого посредством использования разнообразных игр.
Сущность игротерапии заключается в том, что игра оказывает достаточно сильное влияние на развитие личности человека. Современная психокоррекция взрослых использует игру в различных социально-психологических тренингах и групповой психотерапии в виде специальных заданий и упражнений, подразумевающих невербальную коммуникацию между участниками, а также проигрывание различных жизненных ситуаций. Игра оказывает положительное влияние на установление между участниками группы благоприятных взаимоотношений, снимает напряженность, страх, чувство тревожности, оказывает положительное влияние на самооценку, позволяет поверить в свои силы.
Характерные особенности игротерапии:
- В процессе разыгрывания жизненных ситуаций, пациент проигрывает психотравмирующие моменты, тем самым у него вырабатывается необходимая модель поведения.
- Проигрываемые ситуации условны, что позволяет создать практические любые жизненные момент, которые вызывают у человека затруднения и приносят ему психологические травмы.
Эффективность игротерапии в работе с детьми обусловлена тем, что разыгрывание психотравмирующих ситуаций позволяет ребенку пережить негативные эмоции, страхи и неуверенность в себе, там самым расширить собственные возможности, расширить диапазон доступных действий и приемов для их успешного разрешения.
Игротерапия с детьми представляет собой активное взаимодействие ребенка со взрослым на тех условиях, которые выдвигает ребенок. Это необходимо для того, чтобы ребенок имел возможность в свободной форме выразить свои чувства и эмоции, показать волнующие его моменты и почувствовать принятие со стороны взрослого.
Показания к проведению игротерапии:
- социальный инфантилизм;
- необщительность и замкнутость;
- фобии, страхи, тревожность;
- сверхпослушание и сверхконформизм;
- наличие вредных привычек и демонстрация девиантного и агрессивного поведения;
- неадекватная гендерная идентификация;
- неосознанное вдергивание волос;
- селективный мутизм;
- нарушение психоэмоционального состояния ребенка, вызванное различными жизненными психотравмирующими факторами (насилие со стороны родителей, развод родителей, длительная госпитализация и т.д.);
- коррекция успешности в обучении (чтении, развитии речи, письме и т.д.);
- отставание в эмоциональном и интеллектуальном развитии;
- при заикании;
- для облегчения психосоматических заболеваний (нейродермит, бронхиальная астма, язвенный колит и т.д.);
- для улучшения, а также формирования собственной «Я-концепци».
Показаниями к использованию игротерапии не могут быть различные медицинские диагнозы, такие как полный аутизм или неконтактная шизофрения.
Механизмы и принцип игротерапии
Основные психологические механизмы коррекционного воздействия игротерапии:
- Моделирование разнообразных систем социальных отношений в наглядно-действенной форме, в условиях игры. Следованием правилам такой игры приводит к тому, что ребенок учится действовать в сложных для него ситуациях, формирует необходимые навыки и механизмы защиты.
- Постепенное изменение позиции ребенка, преодоление собственного эгоцентризма и осознание своего «Я»», его значимости и роли в окружающем социуме. Тем самым ребенок адекватно устанавливает свое место в обществе и вырабатывает правильную модель поведения.
- Формирование навыков успешного взаимодействия с окружающими (коммуникационные навыки, умение устанавливать партнерские отношения, умение уступать, слышать оппонента, аргументировано отстаивать свою точку зрения и т.д.).
- Поэтапная выработка навыков и адекватных способов действий в различных проблемных ситуациях. Организация ориентировки на выделение наиболее значимых для ребенка эмоциональных состояний, умение осознавать смысл проблемной ситуации.
- Формирование у ребенка способности к произвольной регулятивной деятельности на основе выработки управляемого поведения, основанной на системе норм и правил.
Принципы осуществления игротерапии:
- Предоставление ребенку роли, требующей от него коммуникативного взаимодействия с другими участниками. Это необходимо для формирования коммуникативных компетенций, умения устанавливать партнерские взаимоотношения и т.д.
- Невмешательство в процесс игры. Так, ни в коме случае нельзя ускорять или замедлять темп игры ребенка, он сам выбирает оптимальное число лимитов и ограничений, сюжет игры и его развитие.
- Установление фокуса на коррекционный процесс, то есть важно не просто играть, а ориентировать в игре на переживания и чувства ребенка. Следует добиваться того, чтобы ребенок вербально выражал то, что его волнует или тревожит.
Виды и формы игротерапии
Основные виды и формы игротерапии:
На основании теоретического подхода к игротерапии, выделяют следующие ее виды:
- игротерапия в психоанализе;
- игротерапия, которая концентрируется в основном на клиенте, его чувтсвах, эмоциях и психологическом состоянии;
- игротерапия отреагирования;
- игротерапия по построению отношений, проигрывают проблемных отношения со сверстниками или взрослыми;
- примитивная игротерапия (на устранение страхов, тревожности, на расслабление и установление благоприятного эмоционального фона);
- игротерапия в отечественной психологической практике.
В зависимости от участия и функций взрослого человека (педагога) в игре, выделяют такие виды:
- недирективная игротерапия;
- директивная игротерапия.
В зависимости от используемой формы организации игровой деятельности, принято выделять следующие виды игротерапии:
- индивидуальная игротерапия;
- групповая игротерапия.
В зависимости от структуры и содержания вспомогательного для игры материала, различают:
- игротерапия с неструктурированным материалом
- игротерапия со структурированным материалом.