Педагогическая психология
Педагогические явления – это особые свойства, состояния педагогического объекта, случаи в учебно-воспитательном процессе.
Предметом изучения педагогической психологии является природа и закономерности учебного процесса, воспитания.
Под термином «педагогическая психология» понимается ещё и прикладная наука, перед которой стоит цель – использовать достижения отраслей психологии, чтобы совершенствовать педагогическую практику.
Термин «педагогическая психология» был предложен в 1874 г П.Ф. Каптеревым.
Педагогическая психология является областью знаний и психологической основой для практической и теоретической педагогики.
Таким образом, педагогическая психология является отраслью психологии, которая занимается изучением закономерностей развития человека в условиях воспитания и обучения.
Такие понятия педагогической психологии, как объект и предмет, надо разграничивать.
Объект в общенаучной трактовке – это область действительности, на изучение которой данная наука направлена.
Предметом науки является та сторона её объекта, которыми этот объект в ней представлен. Развитие науки в определенном смысле является развитием её предмета.
Основу науки составляет предмет её изучения.
В.А. Крутецкий, например, считает, что педагогическая психология занимается изучением закономерностей овладения знаниями, умениями, навыками, исследуя, при этом, индивидуальные различия в этом процессе.
Изучает закономерности формирования творческого мышления, формирование психических новообразований.
В.В. Давыдов предлагает педагогическую психологию относить к возрастной психологии, аргументируя тем, что возраст определяет характер проявления законов усвоения учащимися знаний. Отсюда преподавание разных предметов должно строиться по-разному, а ряд дисциплин в определенном возрасте вообще не доступен учащимся. Обучение В.В. Давыдов рассматривает как форму, а развитие – как содержание, реализуемое в ней. .
Внедрение психологии в педагогический процесс стало базисом, на котором была построена система педагогической психологии.
Педагогические явления
Педагогические явления имеют свою классификацию, в основе которой лежат три основания:
- уровень существования;
- возможность измерения;
- структура педагогических явлений согласно основным категориям педагогики – воспитания, образования, обучения.
Педагогические явления различаются по уровню существования. На этом основании выделяются социальные, личностные, групповые педагогические явления.
К социально-педагогическим явлениям относятся события, особые свойства, состояния, функционирующие в разных социальных системах. Они проявляются в общественном сознании и регламентируют деятельность общества в образовательной сфере. К социально-педагогическим явлениям относится престижность учительской профессии, патриотизм, система ценностей и др.
Рисунок 1. Основные социально-педагогические явления. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Групповые педагогические явления – это случаи, события, состояния. Уровни образования, методы и формы воспитания и образования, методы педагогического исследования, межпредметные связи, являются примерами групповых педагогических явлений. В своей совокупности все эти явления обладают стабильностью и повторяемостью, имеют целостный характер.
Личностно-педагогические явления, характеризующие систему личности педагога и воспитанника – это события, состояния, особые свойства, случаи. Их совокупность содержит как когнитивные, так и эмоционально-волевые компоненты, играющих роль внутреннего ориентира. В них ассимилируются социально-педагогические и профессионально-групповые явления – это основание индивидуальности. Среди личностно-педагогических явлений выделяют успеваемость, уровень знаний, мотивация, компетентность, отношение к учебной деятельности, коммуникативность, психологический тип личности и др.
Педагогические явления относительно основных категорий педагогики делятся на два вида:
- явления воспитательного процесса – патриотизм, коммуникативность, гражданская позиция, отношение к семье и др.;
- явления образовательного процесса – отношение к учебе, успеваемость, обученность, уровень знаний, компетентность.
Специалисты, занимаясь изучением педагогических явлений и проведением педагогических экспериментов, проводят их измерение.
Использование шкалы, например, необходимо для их упорядочения. Шкалирование представляет собой операцию упорядочивания исходных эмпирических данных переводом в шкальные оценки. Шкалирование дает возможность привести в порядок наблюдаемые явления и дать количественную оценку каждому.
Классификацию шкал применяют в психолого-педагогических исследованиях. Эту классификацию предложил С. Стивенс.
Педагогические явления по возможности измерения делятся на 4-е группы:
- Явления, измеряемые к шкале отношений, имеющей абсолютный ноль, с помощью которой можно измерить возраст, время выполнения заданий, количество ошибок, объем заучиваемого материала, стоимость учебных материалов, количество пропущенных занятий. Количество правильных ответов будет результатом измерений;
- Педагогические явления, которые измеряются в интервальных шкалах, а само явление разбивается на несколько интервалов;
- Педагогические явления, измеряемые в ранговых (порядковых) шкалах – это успеваемость в баллах, активность на уроке, мотивация, отношение к учебе и др. Для каждого наименования существует свой ранг, например, отношение к учебе – 1, 2, 3, что соответственно будет неудовлетворительное, удовлетворительное, положительное. Здесь есть частный случай шкалы с двумя упорядоченным градациями, например, «компетентность» измеряется только двумя уровнями – «сформирована» или «не сформирована»;
- Явления, которые измеряются с помощью номинальной шкалы, построенной на отношении тождества. Шкальные деления характеризуют критерии, на основании которых производится классификация – классы, пол, национальность, психологический тип личности и др. Каждое наименование имеет свой код.
Связь педагогики и психологии
Обе науки между собой тесно связаны, поскольку психологические знания о ребенке являются основой для педагогического процесса. Не зная психические процессы эффективно управлять деятельность ученика невозможно. Общие базовые понятия лежат в основе обеих наук – это личность, взаимодействие, развитие. Правда, смысл этих понятий в психологии и педагогике будет несколько разный. Некоторое время при недостаточном научном опыте педагогика использовала психологию в качестве теории. Психологические методики, анкеты, тесты и сегодня используются в педагогической деятельности.
Обе науки объединились в учебной дисциплине «Педагогика и психология».
В свое время К.Д. Ушинский говорил о том, что воспитать человека можно только тогда, когда его всесторонне можно изучить. Если педагогика не будет опираться на знания о природе психологических явлений, она не будет настоящей наукой, а превратится в набор психологических советов и рецептов.
В таких областях педагогики как дидактика, теории воспитания, частные методики существуют проблемы, которые требуют психологических исследований.
Главная цель воспитания заключается в формировании всесторонне развитой личности, а достижение этой цели связано с изучением закономерностей её формирования – направленности, способностей, мотивов, потребностей и др. Педагогическая психология в целом изучает психологические вопросы управления педагогическим процессом.
Перед педагогической психологией стоит задача – выявить, изучить и описать психологические особенности и закономерности личностного и интеллектуального развития человека в условиях образовательного процесса. Без опоры на знания о психике и закономерностях психического развития человека существование психологии и педагогики будет немыслимо, поэтому связь двух наук по своей сути является естественной.
Связь педагогики и психологии сформировалась давно, и все великие педагоги прекрасно осознавали, что без понимания природы человека, его сущности, потребностей и возможностей, обучение невозможно построить.