Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.
Ученые, которые занимались проблемой психологии памяти: А. А. Смирнов, П. И. Зинченко, С. Л. Рубинштейн, М. Н. Шардаков, Эббингауз, Л. В. Занков и др.
Ученые, которые рассматривали вопрос мнемотехники: А. Р. Лурия, М. А. Зиганов и др.
Далее рассмотрим понятие памяти, а также ее тренировку.
Понятие памяти и мнемотехники
Память – это психический процесс, сущность которого состоит в отражении опыта человека с помощью процессов запоминания, сохранения и воспроизведения пережитых чувств, явлений и т. д.
Мнемотехника – это определенная техника запоминания, включающая в себя некоторые техники, которые увеличивают объем памяти.
Рассмотрим основные характеристики памяти.
- Объем. Данная характеристика памяти указывает на количество сохраненной информации. Стандартный объем памяти: 7+/- 2 единицы.
- Быстрота воспроизведения. Способность индивида использовать информацию памяти.
- Точность воспроизведения. Способность точно воспроизводить хранимую информацию.
- Длительность. Данная характеристика отражает способность к удержанию информации определенное время.
- Готовность к воспроизведению готовой информации.
Виды памяти
- Сенсорная память (сохранение образа на протяжении секунды).
- Кратковременная память (сохранение образа до 20 секунд).
- Долговременная память (от 20 секунд до нескольких десятилетий).
- Третичная память (сохранение информации на протяжении всей жизни).
- Узнавание
- Запоминание
- Сохранение
- Воспроизведение.
Специфика видов памяти
Более подробно рассмотрим виды памяти и их особенности.
- Наглядно-образная память. Запоминание различных зрительных, слуховых или двигательных образов. Специфика этого вида памяти состоит в том, что прочно фиксирует все эти образы в сознании; далее он может видеть их уже без реальной составляющей.
- Словесно-логическая память. Запоминание речевых конструктов. Этот вид запоминания может сохраняться только в форме, которая связана с речью.
- Двигательная память представляет собой определенный двигательный образ отдельной группы мышц.
- Эмоциональная память. Запоминание эмоций, чувств.
На рисунке 1 представлены основные виды памяти
Рисунок 1. «Классификация видов памяти»
Мнемотехника. Тренировка памяти
Для развития памяти целесообразно использовать следующие приемы.
- Повторение.
- Упражнения (заучивание стихов, запоминание различных образов и др.).
- Тренировка наблюдательности.
- Гигиена памяти:
- При утомлении не рекомендуется употреблять тонизирующие напитки;
- При интенсивных умственных нагрузках следует делать небольшие перерывы через каждые полчаса и др.
Способы запоминания материала.
- Запоминание ряда слов. Здесь необходимо называть слова по порядку и называть места их расположения.
- Запоминание цифрового материала. Создание звукового образа материала.
- Метод Цицерона. Запоминание на основе ассоциации с реальной обстановкой.
- Метод мнемотехнических таблиц (рис. 2). Суть метода состоит в том, чтобы на каждое слово придумать и зарисовать что-либо, что помогло бы вспомнить данное слово. Данный метод часто используется при заучивании стихотворений. Также плюс такого метода состоит в том, что он может использоваться начиная с дошкольного возраста.
Рисунок 2. «Мнемотехническая таблица»