Общая характеристика памяти
Психический мир человека многообразен и человек многое умеет благодаря высокому уровню развития психики. Психическое развитие потому и возможно, что сохраняется приобретенный опыт и знания. Каждое переживание, движение, впечатление оставляют свой след в памяти и могут сохраняться в ней длительное время, а при соответствующих условиях становиться предметом сознания.
Таким образом, память – это запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта.
Память дает возможность человеку накапливать информацию, не теряя, при этом, прежних знаний и навыков, а среди психических познавательных процессов она занимает особое место.
Человек узнает предмет, который воспринимал раньше. Сознание того, что данный предмет уже воспринимался в прошлом, называется узнаванием. Надо сказать, что человек может не только узнать предмет, но и вызвать его образ в сознании. Процесс воссоздания знакомого образа предмета, не воспринимаемого в данный момент, называется воспроизведением. Воспроизводиться могут не только воспринимаемые в прошлом предметы, но и мысли, переживания, фантазии и др. Запоминание и сохранение того, что было воспринято, являются важной предпосылкой узнавания и воспроизведения. Значит, память является сложным психическим процессом, который состоит из частных, связанных друг с другом процессов.
Память для человека очень важна, в ней хранятся знания и навыки, она позволяет накапливать, сохранять и использовать впоследствии личный жизненный опыт. На память опирается любая форма психической деятельности человека. И.М. Сеченов считал память «основным усилием психической жизни». Без деятельности памяти невозможны такие процессы, как мышление и воображение, связь с которыми выражается в логической памяти. Память связана с чувствами и с волей.
Память избирательна и сохраняет не все, что прошло через сознание человека, она есть субъективное отражение объективного мира, а это значит, что установки и деятельность человека влияют на содержание, полноту и прочность его памяти. По мнению И.П. Павлова, физиологической основой памяти является образование, сохранение и возобновление нервных связей в коре больших полушарий. Для работы памяти человека требуются те же центральные нервные аппараты, что и для восприятия, которые вызываются непосредственным воздействием внешнего раздражителя на органы чувств.
Различие состоит в том, что при восприятии физиологические процессы непрерывно поддерживаются раздражением рецепторов, а при памяти они представляют собой «следы» этих нервных процессов.
К показателям эффективности памяти относятся:
- Объем эффективности;
- Длительность памяти;
- Готовность памяти;
- Точность памяти;
- Быстрота памяти.
Память не является односторонним процессом, в нем принимает участие человек с определенными взглядами, запасом знаний, эмоциями, а это значит, что человек и информация находятся в тесной связи друг с другом.
Критерии классификации памяти
Ни одна психическая функция не может осуществляться без участия памяти и имеет свой мнемический компонент, в результате чего формы проявления памяти разнообразны, и их можно представить в ряде классификаций, которые показаны на схеме.
- По характеру психической активности в структуру памяти входят:
- Двигательная память. Она сохраняет информацию о различных движениях и их системах. Являясь основой для формирования практических и трудовых навыков, навыков ходьбы и письма, она имеет огромное значение. Физическая ловкость человека является признаком хорошей двигательной памяти;
- Эмоциональная память. Хранит пережитые человеком чувства, выступающие сигналами, побуждающими или удерживающими от действий прошлого. Эта память сильнее других её видов;
- Образная память. Она объединяет зрительную память, слуховую, обонятельную, осязательную, вкусовую. Основная часть людей имеют хорошо развитую зрительную и слуховую память. Профессиональная деятельность человека обуславливает развитие других видов памяти. Например, вкусовая память, хорошо развита у дегустаторов, а у парфюмеров развита обонятельная память. Ярче всего образная память развита у детей и подростков, а у взрослых людей ведущей является логическая память;
- Словесно-логическая память. В усвоении знаний по отношению к другим видам памяти словесно-логическая играет ведущую роль. При запоминании материал подвергается мыслительной обработке, анализируется с выделением логических частей, потому что запоминается лучше то, что понимается.
Если человек не хочет или не может осмыслить содержание, то включается механическая память, которая позволяет человеку запомнить содержание;
- Произвольная память. Человек ставит перед собой цель в обязательном порядке запомнить тот или иной материал. Этой форме запоминания принадлежит основная роль в жизни и деятельности человека. Кроме волевого акта, характерной чертой произвольного запоминания является присутствие мотива. Произвольное запоминание имеет свои закономерности – цель запоминания, осознание смысла воспринимаемого, структурно-логическая взаимосвязь в материале запоминания, логическая реконструкция материала;
- Непроизвольная память. Социальная цель запоминания отсутствует. Непроизвольно запоминается материал, который является предметом целенаправленной деятельности, какая-то важная информация и все, что вязано с препятствиями. Незавершенные действия запоминаются значительно лучше, чем завершенные. Непроизвольное запоминание тоже имеет свои закономерности – оно зависит от силы раздражителя и его эмоциогенных свойств, индивидуальной значимости раздражителя, от включенности объекта в структуру деятельности;
- Долговременная память. Обеспечивает значительную продолжительность хранения материала. Отличается не только временем его сохранения, но и способом его переработки, отличающимся своей сложностью. Информация раскладывается как бы по полочкам, что и обеспечивает оптимальное и экономичное сохранение материала. Чем больше полочек в хранилище знаний, тем больше человек знает;
- Кратковременная память. Сохранение материала ограничивается небольшим периодом времени и объемом того материала, который удерживается в памяти. Эта память представляет собой механическое запечатление. По своим качествам механическое запоминание уступает смысловому запоминанию, потому что оно не прочно и затруднено;
- Оперативная память. Данная память занимает промежуточное положение между долговременной и кратковременной памятью. Она рассчитана на сохранение материала на заранее определенный срок, например, на время решения задачи.
Из памяти при забывании уходит все второстепенное и сохраняется длительное время только самое существенное. Этот процесс сохранения связан с мышлением – материал систематизируется, отделяется от второстепенного, анализируется и синтезируется с соответствующими выводами и обобщениями.