Взаимодействие взрослых с детьми — это важнейшее условие развития и стержень школьного образования. Для него присуща направленность на изменение поведения, установок, действий и др.
Особенности подросткового возраста
Взаимодействие детей со взрослыми людьми в подростковый период характеризуются тем, что на отношения начинают влиять новые ощущения, которые связаны со стремлением к независимости, взрослости и самоутверждению. Подросток отказывается от сильного и регулирующего контроля, отходя от идеализированного и надуманного образца. Он начинает с активностью отстаивать собственные права на независимость, выдвигая собственные предложения для решения большинства жизненно важных вопросов.
Протест подростков заключается в том, что они часто перестают выполнять требования взрослых, которые, как и раньше, стремятся изменить их поведение. Дети пытаются ослаблять контроль родителей и учителей над собой. Они болезненно реагируют на явные или неявные ограничения их прав.
В сфере взаимодействия родители начинают замечать отделение ребенка от мира взрослых. Рост значения новых референтных групп в этот период неизменно отразится на контактах с родителями. Подросток начинает проводить большее количество свободного времени вне семьи. Он реже сопровождает родственников в отпуске, начинает более поздно ложиться спать и все реже и меньше желает оставаться дома по вечерам.
Наряду с перечисленным, готовность быть послушными и следовать указаниям своих родителей становится все меньше и меньше. Это происходит по той причине, что, по мнению подростков, взрослый человек все чаще теряет исключительные свойства, которыми он ранее владел в глазах собственных детей.
Проблемы во взаимоотношениях проявляются и в экономической сфере семьи. Это связано с потребностью в независимости подростков, которые хотят быть материально независимы от своих родных. Родители, как правило, используют эти устремления. Они пытаются связать воедино функцию контроля и регулирования с экономическими стимулами (иногда санкциями).
Динамика эмансипационных реакций подростков
Если взять за основу восприятие и ожидания родителей в отношении их детей, то процесс развития автономии и независимости можно ускорить или подавить. Таким образом, в отношениях не будет конфликтных столкновений, при которых взрослые считают подростков способными к самостоятельности. Воспринимая их в качестве сильной личности, способной самостоятельно «встать на ноги». Напротив, родители, считающие ребенка независимым или зависимым, начинают приписывать его неспособность формировать новые отношения, быстро находить друзей. Они всячески препятствуют независимости.
С позиции взрослого человека характер недоразумений в ходе эмансипации, выраженный через стремление подростков освободиться от попечения, характеризуется несколькими аспектами:
- Большое количество свободного времени, проводимого среди сверстников, по сравнению с поколением родителей;
- Большая финансовая безопасность;
- Большие возможности в сфере получения образования.
Современный подросток, со своей стороны, считает, что основная разница с родителями в основном связана с манерой одеваться, прической, успехами в учебе, увлечениями и досугом. Помимо этого, часто проявляются столкновения взглядов в области эротики и секса (эти вопросы сейчас актуальны уже с 12-13 лет).
Напряженность во взаимоотношениях между двумя сторонами также может быть связана с требованиями и запретами родителей (например, требование быть аккуратным, помгать в домашних делах, запрет на курение, запрет на поздние прогулки и др.).
В числе причин разногласий между взрослыми и подростками необходимо отметить самые важные:
- Разница в опыте взрослого чеоловека и подростка;
- Отсутствие точных стадий перехода от детской зависимости к взрослой независимости;
- Отсутствие четко обозначенных правил, с помощью которых структурируется ослабление родительского авторитета на этапе перехода от детства к подростковому периоду;
- Наличие социальных различий, которые связаны со столкновением контролирующего значения взрослых с потребностями подростков в автономии.
Особенности общения взрослых и подростков
Общение подростков со взрослыми людьми во многом связано с их настроением. Оно за короткий период времени может поменяться на прямо противоположное. Жизнеспособность настроения и двойственность чувств, как правило, ведет к поверхностной и неорганизованной коммуникации. В данных условиях проявляется отсутствие способности противостоять давлению взрослых, ограниченный словарный запас и культура речи. Это ведет к малому количеству поведенческих реакций в контактах подростков.
Наиболее характерная реакция подростков представлена реакцией «отхождения» от ситуации, когда он обходит «острые углы», или перестает замечать проблему. Тем не менее, нерешенные проблемы со временем ложатся тяжелым бременем на плечи ребенка. В ситуациях, в которых снижается внимание родственников или, когда к подростку предъявляются завышенные требования, связанные с перегрузкой физических и духовных сил, возникает, как правило, оппозиционная реакция.
Иногда взаимодействие взрослого с подростком характеризуется тем, что дети различными способами пытаются привлечь к себе внимание. Самым простым способом достичь цели является вступление в мир взрослых (подражание внешним формам поведения). Для ребенка моделью часто выступает тот человек, который выглядит «как настоящий мужчина» и обладает мужественностью, смелостью, выносливостью, силой. Девочки, как правило, воспроизводят образцы женского пола, воспринятые «как настоящая женщина».
Имитация поведения значительных взрослых, в первую очередь, внешних, доступных сторон (одежда, прическа, украшения, косметика, использование лексики, поведение, способы расслабляться и развлекаться и др.), предполагает для подростка достижение некоторого успеха. В качестве моделей подражания могут выступать не только взрослые, но и сверстники, при этом идеал, созданный ими, весьма противоречив. Это связано с тем, что он может сочетать в себе качества как взрослого, так и молодежи, но данные качества не всегда будут соответствовать одному человеку. Ученые считают этот фактор несоответствия подростков их идеалу предметом их постоянных забот.