Тревожность — это личностная психологическая особенность, которая проявляется в склонности человека часто переживать сильную тревогу по незначительным поводам. Она рассматривается в качестве личностного образования или в качестве особенности темперамента, которая связана со слабостью нервных процессов.
Тревожность как состояние и свойство
Ученые выделяет две формы тревожности. Она может проявляться в качестве состояния и как свойство. Такое разделение тревожности прочно вошло в психологический обиход. Оно становится со временем удобным не только в теоретической части, но и стало применяться в диагностической и экспериментальной практике.
Тревожность как состояние конгруэнтна временному эмоциональному состоянию. Оно вызвано действием факторов, которые содержат для человека реальную или воображаемую опасность. Во втором случае тревожность способна отражать достаточно стабильное индивидуальное свойство, которое определяется через тенденцию подростка воспринимать угрозу собственной личности.
Тревожность в качестве свойства описывает относительно устойчивые личные различия в склонности полростка испытывать состояние тревоги. Что касается соотношения этих форм, то ученые указывают, что генетически первичной считается состояние, а вторичной – тревожность как свойство.
Жизненный опыт индивида, который фиксирует частоту и интенсивность испытываемых состояний тревоги, напрямую оказывает воздействие на развитие тревожности как личностной черты. Свойство же способно предопределять аспекты функционирования тревожности в случае ее актуализации. Она выступает основой в подобной ситуации.
Причины тревожности у подростка
Тревожность подростка — это переживание эмоционального дискомфорта в виде предчувствия надвигающейся опасности.
Тревожность считается устойчивым личностным образованием, которое сохраняется у человека в течение длительного промежутка времени. Это качество обладает собственной побудительной силой и константными формами реализации в поведении. У подростка преобладают компенсаторные и защитные проявления.
Возникновение и закрепление тревожности у подростка связаны с неудовлетворением ведущих возрастных потребностей в детском возрасте. Они начинают со временем приобретать гипертрофированный характер. До подросткового возраста тревожность представляет собой производную от широкого круга семейных нарушений.
У подростка рассматриваемый конструкт начинает приобретать форму устойчивого личностного образования. Тревожность опосредована в этом случае особенностями «Я-концепции» (отношение к себе).
Механизм, закрепляющий и усиливающий тревожность, представляется в виде «замкнутого психологического круга», который ведет к накоплению и углублению негативного эмоционального опыта. Он порождает, в свою очередь, негативные прогностические оценки, во многом определяя модальность актуальных переживаний. Этот процесс способствует росту и сохранению тревожности.
У подростка тревожность обладает ярко выраженной возрастной спецификой, которая обнаруживается в следующих составляющих:
- Источники,
- Содержание,
- Формы проявления, защиты и компенсации.
Существуют определенные сферы и объекты действительности, вызывающие высокую тревожность большинства детей в любом возрастном периоде, не зависимо от наличия реальной угрозы.
Тревога представляет собой эмоциональное состояние, выраженное в остром мучительном бессодержательном беспокойстве. Оно связывается в сознании подростка с прогнозированием неудач, опасностей или с ожиданием чего-либо важного и значимого в условиях неопределенности. Говоря другими словами, тревога является вероятностным переживанием неудачи.
Причины тревоги и, соответственно, тревожности у подростков в школе представлены:
- Проверкой знаний во время контрольных работ и экзаменов;
- Страх выступлений перед другими людьми;
- Боязнь ошибки, которая способна вызвать критику со стороны учителя или насмешки со стороны сверстников;
- Получение плохих оценок («плохой» может являться тройка, и даже четверка в соответствии с притязаниями школьника и его родителей);
- Отношение родителей к успеваемости ребенка;
- Личностно-значимое общение.
Тревожность подростка
Проблема подростковой тревожности в качестве основы эмоциональных расстройств сегодня стала междисциплинарной. Сама категория «тревожность» используется в различных значениях (например, тревога). Это порождает неопределенность трактовки самого понятия. Тревога рассматривается и как преходящее психическое состояние, которое возникает под влиянием стрессогенных факторов, и в качестве феномена, которому сопутствует фрустрация социальных потребностей. Также она может быть специфическим личностным свойством.
Тревожность представляет собой переживание эмоционального дискомфорта, в процессе которого подросток ждет неблагополучие, предчувствует грозящую опасность. Тревожность может выступать как черта (личностная тревожность), которая напрямую не проявляется в поведении. Ее уровень определяется на основе того, как часто и интенсивно у подростка возникает состояние тревоги.
Принято рассматривать дваосновных типа тревожности. Первый из них представлен так называемой ситуативной тревожностью. Она порождается некоторой конкретной ситуацией, объективно вызывающей беспокойство. Это состояние может возникать у любого подростка в преддверии вероятных неприятностей или осложнений в жизни. Оно не только считается вполне нормальным, но и имеет свое положительное значение.
Тревожность в любом возрасте иногда становится своеобразным мобилизующим механизмом, который дает возможность подростку с ответственностью подойти к решению возникших проблем. Неоправданным считается чаще всего снижение ситуативной тревожности. В этом случае перед лицом серьезных обстоятельств подростки начинают демонстрировать безответственность, что, как правило, показывает инфантильность жизненной позиции, недостаточную сформированность самосознания.