Сущность понятия «тактильное восприятие»
Тактильное восприятие – это поверхностная чувствительность кожи, ощущения прикосновения, боли, тепла, давления, холода и др.
У каждого человека свой характер, свой темперамент, свой тип восприятия. Жизнедеятельность человека сложно представить без адекватной ориентации в окружающей действительности. Человек ориентируется благодаря тактильному восприятию. Видом восприятия предметов и явлений является осязание, которое строится на мультимодальной и тактильной информации. Тактильная информация представляет собой ощущения прикосновения, температуры, боли, давления.
Первые представления о предмете или явлении у человека складываются благодаря тактильному восприятию. Наружные покровы тела, соприкасаясь с чем-либо, дают возможность определить форму, упругость, плотность или шероховатость, величину, температуру этого предмета.
С помощью тактильного восприятия человек через кожу получает информацию. Чувствительность только этими ощущениями не ограничивается. Прикасаясь к тому или иному предмету, человек ощущает не только признаки этого предмета, он ощущает ещё его свойства, например, влажность этого предмета, его гладкость или твердость, тягучесть или вязкость и др.
Кожа человека способна реагировать на физические свойства объектов и давать человеку определенную информацию об этих объектах. Это непосредственное касание объектов, их познание через касание и является тактильным восприятием.
Тактильное восприятие по-другому называют осязанием, механизм которого основан на действии кожных рецепторов. Рецепторы воспринимают сенсорные сигналы и считывают информацию. Они являются сложными устройствами и расположены по поверхности всего тела, обеспечивая ему кожную чувствительность.
Рецепторы пальцев рук являются самыми чувствительными и восприимчивыми к разнообразной информации. Обладая осязанием, человек получает столько информации о предмете, как будто он видит эти предметы, поэтому осязание является познавательной функцией руки человека.
Тактильные ощущения ребенка раннего возраста
С окружающим миром ребенок раннего возраста общается с помощью тактильных ощущений, которые имеют для него очень большое значение. Естественными и очень важными действиями малыша будет попытка ухватить погремушку, прикоснуться к груди мамы, дотронуться ножками или ручками до незнакомого предмета. Маленькие ладошки и пальчики рук приводят в движение механизм мыслительной деятельности, являясь очень важными органами.
Маленький ребенок дотрагивается до предметов сначала случайно, а затем целенаправленно. На смену периоду хаотических физических контактов приходят намеренные и координированные контакты, дающие малышу значимую информацию об окружающем мире, представление о котором без тактильно-двигательного восприятия сложиться не может.
Причина заключается в том, что тактильно-двигательное восприятие лежит в основе чувственного познания. Специалисты говорят о том, что чем тоньше у малыша тактильные ощущения, тем точнее он сравнивает, объединяет или различает окружающие его предметы.
Для успешного упорядочивания мышления, считала М, Монтессори, надо изолировать одно чувство, участвующее в восприятии. В результате внимание ребенка будет фокусироваться на изолированном чувстве, которое упражняется. Например, когда взрослые слушают музыку и хотят сосредоточиться на её исполнении, они невольно прикрывают глаза, как бы изолируя слух.
От общения с матерью, ребенок получает ощущения, накапливает опыт тактильной чувствительности, развивает тактильное восприятие, а это является стимулом умственной деятельности.
Среди основных видов ощущений выделяют ощущения:
- кожные,
- температурные,
- болевые,
- вкусовые,
- обонятельные,
- зрительные,
- слуховые.
Ученые научно подтвердили факт, что от развития движений пальцев рук зависит функционирование зон коры головного мозга, которые отвечают за речь. Чтобы тактильная чувствительность у детей с интеллектуальной недостаточностью была развита, необходима предметно-пространственная развивающая среда с соответствующими материалами.
Тактильная среда, полноценно организованная, через развитие тактильной чувствительности дает возможность расширить представления о предметах и объектах окружающей действительности.
Восприятие и его особенности
Среди особенностей восприятия наиболее важными являются предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность.
Предметность восприятия выражается в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Восприятие без этого отнесения ориентирующую и регулирующую функцию не выполняет.
Предметность восприятия не является врожденным качеством. В открытии предметности мира решающую роль играет осязание и движение. Как качество предметность в регуляции поведения играет особую роль. Эта роль заключается в дальнейшем формировании самих перцептивных процессов – процессов восприятия.
Целостность – это тоже особенность восприятия. Если ощущения отражают отдельные свойства предмета, то восприятие является целостным образом предмета, который складывается на основе обобщения знаний о качествах предмета, получаемых в виде ощущений.
Целостность восприятия и его структура связаны. Восприятие не отвечает мгновенным ощущениям и не является их суммой. Человек получает из этих ощущений абстрагированную обобщенную структуру, формирующуюся в течение некоторого времени.
Например, при восприятии ритма в каждый момент можно услышать только один удар. Однако ритм представляет собой не одиночные удары, а систему ударов, которые находятся между собой в определенной взаимосвязи, определяющей восприятие ритма.
Константность восприятия – это относительная стабильность ряда свойств образа предмета в сознании человека – проявляется она, когда условия его восприятия изменяются.
Источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы. Субъект, из разнообразного потока движений рецепторных аппаратов и ответных ощущений, выделяет относительно постоянную, инвариантную структуру воспринимаемого объекта.
Ещё одной особенностью восприятия является его осмысленность. Восприятие связано с мышлением, с пониманием сущности предмета. Воспринять предмет сознательно, означает мысленно назвать этот предмет, отнести его к определенной группе, классу, обобщить его в слове.
Восприятие, таким образом, является активным процессом, в ходе которого человек осуществляет разнообразные перцептивные действия для того, чтобы сформировать адекватный образ предмета.