Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Особенности современной информационно-коммуникационной среды и письменно-речевой деятельности

Определение 1

Информационно-коммуникационная среда — это среда, свойственная современному обществу. Она возникает на стадии информатизации и глобальной массовой коммуникации, когда происходит активное использование информации как общественного продукта в условиях всеобщей информационной среды («сетевое пространство»).

Современная информационно-коммуникационная среда

Современная информационно-коммуникационная среда дает возможность создавать информационный поток в соответствии с интересами и предпочтениями конкретных потребителей информации. Эта сфера существенно расширяет область использования информационных ресурсов. Она обеспечивает доступ к крупнейшим мировым библиотекам, телевизионным студиям, полнотекстовым базам данных и копиям реальной исторической документации. С помощью коммуникации происходит непосредственное информационное взаимодействие с коллегами, партнерами и единомышленниками.

Сегодня в образовании все шире применяются информационно-коммуникационные средства. Для них характерны следующие свойства:

  • Интерактивность,
  • Возможность производить сбор, обработку и продуцирование,
  • Передача и тиражирование на основе информационного ресурса,
  • Распределение в глобальной сети Интернет,
  • Возможность поиска учебной информации с помощью средств компьютерной графики и анимации и др.

Современные средства информационно-коммуникационной среды практически сняли ограничения в области объема и скорости транслируемых сведений, включая аудио- и видеоинформацию. Основные средства навигации сетевого пространства обеспечили возможность обращаться к любому, даже очень удаленному, источнику информации. Кроме этого, современные средства информационного взаимодействия в рамках «сетевого пространства» дают возможность формировать информационный продукт специалистам, которые находятся в разных регионах и государствах.

Особенности и тенденции развития информационно-коммуникационной среды

Информационно-коммуникационная среда — это система условий, с помощью которых происходит обеспечение взаимодействия пользователя и определенного информационного ресурса (например, распределенного ресурса). Это происходит с применением интерактивных средств ИКТ и субъекта, взаимодействующего через информационное общение.

«Особенности современной информационно-коммуникационной среды и письменно-речевой деятельности» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Информационно-коммуникационная среда состоит из следующих элементов:

  • Информационные объекты и связи между ними;
  • Средства и технология сбора, накопления и передачи (трансляции), обработки и распространения информации;
  • Сами знания;
  • Средства воспроизведения аудиальной и визуальной информации;
  • Организационные и юридические структуры, которые поддерживают информационные процессы и интерактивное взаимодействие.

В разных областях проводились исследования, которые показали, что развитие информационно-коммуникационной среды общества должно инициировать формирование прогрессивных тенденций с помощью развития производительных сил, изменений в структуре общественных взаимоотношений и взаимосвязей. В первую очередь, это заключается в интеллектуализации деятельности человека, включая все сферы его деятельности, а также сферу образования.

Замечание 1

Общество при создании информационно-коммуникационной среды функционирует в ее пределах, видоизменяя и совершенствуя ее качество. В свою очередь, эта среда непрерывно меняется и развивается адекватно достижениям НТП.

Сегодня в области образования все больше стал использоваться свободный доступ преподавателей (учителей), студентов (учеников) к распределенному информационному ресурсу, имеющему образовательное назначение. В этом процессе методически эффективно организованное информационное взаимодействие предопределяет возможность людям обучаться в любое время и в любом месте с помощью обеспечения доступа к различным учебным материалам.

Особенности письменно-речевой деятельности

Письменная речь является продуктивным видом речевой деятельности. Ее цель состоит в изложении мыслей в письменной форме. Примерами ее продуктов могут быть письмо, рассказ, сочинение.

В методике преподавания принято различать категории «письмо» и «письменная речь». Письмо представляет собой процесс овладения графикой и орфографией языка. Это необходимо для того, чтобы осуществлять фиксацию языкового и речевого материала.

Для реализации письменно-речевой деятельности требуются определенные речевые умения. Письмо, как и речь, обладает трехчастной структурой.

  • Первая часть - мотивационно-побудительная (появление мотива, желания передать информацию письменно). На этой стадии происходит возникновение замысла высказывания.
  • Вторая часть — аналитико-синтетическая. В ее процессе происходит формирование самого высказывания, отбор нужных слов, определение смыслового элемента высказывания.
  • Третья часть - исполнительная. В ее процессе письменная речь фиксируется через графические средства языка.

Психология гласит, что в ходе письма осуществляется опора на любые типы ощущений, так как используются акустический, речедвигательный, зрительный и рукодвигательный анализаторы. Письмо напрямую связано с прочими видами речевой деятельности. Так, существует определенная взаимосвязь письма и чтения, а в основе всех видов речевой деятельности находится единая графическая система языка.

В процессе письма и чтения производится установка графемных и фонемных соответствий различной направленности (при чтении – от букв к звукам, в случае письма – от звуков к буквам). При письменной деятельности сведения кодируются, при чтении декодируются.

Существует прямая связь между письмом и говорением. В данных видах речевой деятельности предусмотрено использование одинаковых механизмов порождения высказываний (замысел, то есть, что сказать; отбор требуемых языковых средств, реализация замысла и др.).

Есть связь и письма с аудированием. До того, как информация будет выражена в письменной форме, мысль необходимо проговорить во внутренней речи (например, если это иностранный язык). По этой причине происходит активизация работы слухового анализатора.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 08.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot