Информационно-коммуникационная среда — это среда, свойственная современному обществу. Она возникает на стадии информатизации и глобальной массовой коммуникации, когда происходит активное использование информации как общественного продукта в условиях всеобщей информационной среды («сетевое пространство»).
Современная информационно-коммуникационная среда
Современная информационно-коммуникационная среда дает возможность создавать информационный поток в соответствии с интересами и предпочтениями конкретных потребителей информации. Эта сфера существенно расширяет область использования информационных ресурсов. Она обеспечивает доступ к крупнейшим мировым библиотекам, телевизионным студиям, полнотекстовым базам данных и копиям реальной исторической документации. С помощью коммуникации происходит непосредственное информационное взаимодействие с коллегами, партнерами и единомышленниками.
Сегодня в образовании все шире применяются информационно-коммуникационные средства. Для них характерны следующие свойства:
- Интерактивность,
- Возможность производить сбор, обработку и продуцирование,
- Передача и тиражирование на основе информационного ресурса,
- Распределение в глобальной сети Интернет,
- Возможность поиска учебной информации с помощью средств компьютерной графики и анимации и др.
Современные средства информационно-коммуникационной среды практически сняли ограничения в области объема и скорости транслируемых сведений, включая аудио- и видеоинформацию. Основные средства навигации сетевого пространства обеспечили возможность обращаться к любому, даже очень удаленному, источнику информации. Кроме этого, современные средства информационного взаимодействия в рамках «сетевого пространства» дают возможность формировать информационный продукт специалистам, которые находятся в разных регионах и государствах.
Особенности и тенденции развития информационно-коммуникационной среды
Информационно-коммуникационная среда — это система условий, с помощью которых происходит обеспечение взаимодействия пользователя и определенного информационного ресурса (например, распределенного ресурса). Это происходит с применением интерактивных средств ИКТ и субъекта, взаимодействующего через информационное общение.
Информационно-коммуникационная среда состоит из следующих элементов:
- Информационные объекты и связи между ними;
- Средства и технология сбора, накопления и передачи (трансляции), обработки и распространения информации;
- Сами знания;
- Средства воспроизведения аудиальной и визуальной информации;
- Организационные и юридические структуры, которые поддерживают информационные процессы и интерактивное взаимодействие.
В разных областях проводились исследования, которые показали, что развитие информационно-коммуникационной среды общества должно инициировать формирование прогрессивных тенденций с помощью развития производительных сил, изменений в структуре общественных взаимоотношений и взаимосвязей. В первую очередь, это заключается в интеллектуализации деятельности человека, включая все сферы его деятельности, а также сферу образования.
Общество при создании информационно-коммуникационной среды функционирует в ее пределах, видоизменяя и совершенствуя ее качество. В свою очередь, эта среда непрерывно меняется и развивается адекватно достижениям НТП.
Сегодня в области образования все больше стал использоваться свободный доступ преподавателей (учителей), студентов (учеников) к распределенному информационному ресурсу, имеющему образовательное назначение. В этом процессе методически эффективно организованное информационное взаимодействие предопределяет возможность людям обучаться в любое время и в любом месте с помощью обеспечения доступа к различным учебным материалам.
Особенности письменно-речевой деятельности
Письменная речь является продуктивным видом речевой деятельности. Ее цель состоит в изложении мыслей в письменной форме. Примерами ее продуктов могут быть письмо, рассказ, сочинение.
В методике преподавания принято различать категории «письмо» и «письменная речь». Письмо представляет собой процесс овладения графикой и орфографией языка. Это необходимо для того, чтобы осуществлять фиксацию языкового и речевого материала.
Для реализации письменно-речевой деятельности требуются определенные речевые умения. Письмо, как и речь, обладает трехчастной структурой.
- Первая часть - мотивационно-побудительная (появление мотива, желания передать информацию письменно). На этой стадии происходит возникновение замысла высказывания.
- Вторая часть — аналитико-синтетическая. В ее процессе происходит формирование самого высказывания, отбор нужных слов, определение смыслового элемента высказывания.
- Третья часть - исполнительная. В ее процессе письменная речь фиксируется через графические средства языка.
Психология гласит, что в ходе письма осуществляется опора на любые типы ощущений, так как используются акустический, речедвигательный, зрительный и рукодвигательный анализаторы. Письмо напрямую связано с прочими видами речевой деятельности. Так, существует определенная взаимосвязь письма и чтения, а в основе всех видов речевой деятельности находится единая графическая система языка.
В процессе письма и чтения производится установка графемных и фонемных соответствий различной направленности (при чтении – от букв к звукам, в случае письма – от звуков к буквам). При письменной деятельности сведения кодируются, при чтении декодируются.
Существует прямая связь между письмом и говорением. В данных видах речевой деятельности предусмотрено использование одинаковых механизмов порождения высказываний (замысел, то есть, что сказать; отбор требуемых языковых средств, реализация замысла и др.).
Есть связь и письма с аудированием. До того, как информация будет выражена в письменной форме, мысль необходимо проговорить во внутренней речи (например, если это иностранный язык). По этой причине происходит активизация работы слухового анализатора.