Социальная перцепция — это показатель, который зависит от эмоций, мнений, установок, пристрастий и предубеждений человека. Помимо того, этот критерий зависит от возраста. Так, дети в младшем школьном возрасте большее значение придают внешнему виду собеседника (рост, цвет глаз, прическа и др.), подростки больше уделяют внимание мимике, жестикуляции, тону голоса. Взрослый человек в первую очередь обратит внимание на особенности поведения.
Начальный этап развития социальной перцепции
Развитие процесса восприятия, как и формирование потребности в общении, осуществляется в одно время с развитием психической деятельности детей. Совершенствование опыта восприятия в межличностных отношениях целенаправленно воздействует на развитие социальных перцептивных способностей.
В младенчестве и детстве начинается активное развитие социально-перцептивного процесса. Контакт с ребенком, включая поглаживания, похлопывания, запахи и речь взрослых с первых дней жизни способствуют тому, что младенец выделяет человека как объект, который принципиально отличается от окружающего мира. Этот процесс поддерживает оптимальный уровень психологической близости, которая возникает между социальным окружением и ребенком. Так происходит формирование их отношений, что дает детям ощущение значимости и ценности для окружающих.
На первом – начале второго месяца жизни младенец выделяет взрослых людей из окружающей среды. В первую очередь, это проявляется с помощью улыбки, а затем реакции «комплексом оживления». Последний проявляется через эмоционально-позитивную реакцию младенца на взрослого и связан со следующими признаками:
- Активные движения;
- Улыбка;
- Вокализация;
- Фиксация взгляда на лице взрослых;
- Прислушивание к взрослым голосам.
«Комплекс оживления», по мнению ученых, представляет собой начальный этап формирования образа другого человека. Эта стадия подготовлена всем предшествующим взаимодействием. В это время образ представлен в виде рыхлого, аморфного, недифференцированного ядра, на основе которого ребенок комплексно воспринимает и отражает невербальное поведение близких.
В первом полугодии формируется отношение к взрослым людям в качестве партнеров по общению, но в этот период дети еще не способны дифференцировать отрицательные невербальные проявления. После 6 месяцев ребенок уже воспринимает невербальное поведение взрослого как критерий его психического состояния и отношения.
С 10–11 месяцев взрослый становится для ребенка не только человеком, который способен удовлетворить его органические потребности, но и организатором знакомства с опытом действий с предметами.
Социальная перцепция в дошкольном возрасте
В дошкольном возрасте продолжается активное формирования восприятия ребенка. Это происходит благодаря овладению детьми новыми видами деятельности (особенно это касается коллективных видов). В это время расширяется круг знакомств и появляется внеситуативное личностное общение.
Активная форма отражения человека представлена игрой, в которой дошкольники воссоздают образы родных людей и отношения между ними. Аспекты отражения человека можно выявить через детское изобразительное творчество. Рассматривая то, как и каким образом изображает людей ребенок, каким образом он раскрывает их образ, можно в определенной мере судить о его отношении.
Наиболее яркая позитивная оценка дается детьми тем из окружающих взрослых, к которым они испытывают доверие и привязанность. В восприятии всегда будет отражаться положение, занимаемое человеком в той системе ценностей, на которую происходит ориентирование познающего субъекта в его повседневном поведении.
На восприятие дошкольниками друг друга оказывает воздействие характер их взаимоотношений. Давая оценку ребятам, к которым проявляется симпатия, ребенок может назвать в подавляющем большинстве только положительные качества. В число основных положительных качеств сверстников входят:
- Умение хорошо играть,
- Доброта,
- Трудолюбие,
- Товарищество,
- Отсутствие агрессии,
- Аккуратность.
Большую роль играет и то, какое именно эмоциональное состояние воспринимается детьми (эмоция радости и гнева, которая выражена в мимике персонажей на картинах, дошкольниками улавливается легче, чем выражение грусти и печали).
Огромное значение в развитии социальной перцепции детей имеет взрослый. В ходе руководства деятельностью детей, включая их общение, восприятие, взрослые начинают обращать внимание на различные аспекты поведения, внешний вид, проявления качеств. Их оценка и фиксация поможет ребенку лучше понимать окружающих людей, формируя «точки зрения» на них.
Социальная перцепция в школьном возрасте
В школе у детей содержание образа других людей усложняется. Школьники переходят на более высшую ступень развития, которая предполагает умение дифференцировать разные составляющие внешнего облика и формы поведения людей. Это дает возможность расшифровывать их психологическое содержание.
Невербальное поведение для школьника может нести сведения не только о внешней активности индивида, но и о его эмоциональных состояниях, личностных качествах, социальных и психологических особенностях. Ученые пишут, что в школе происходит процесс переориентации личности с анализа психологических аспектов воспринимаемой личности на ее социально-психологические характеристики, включая свойства субъекта общения и взаимодействия с окружающими.
Процесс дифференциации соответствующих элементов физического облика продолжается в школьные годы. Тогда же переоценивается и осознается степень важности каждого для характеристики индивидуальных особенностей внешности. Число словесных «портретов», для которых присуще описание экспрессии, вырастает к 17-18 годам в сравнении с первым классом в четыре раза.
Для подростков большую роль в рамках механизма социальной перцепции играет стереотипизация. Например, положительное мнение о человеке у подростков формируется в том случае, когда оппонент начинает испытывать радость. Отрицательное мнение может сложиться, когда партнер находится в подавленном состоянии и испытывает негативные эмоции.