Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Образ девиантолога и его деятельность в представлении педагогических работников

Все предметы / Психология / Образ девиантолога и его деятельность в представлении педагогических работников

Сущность и предмет девиантологии

Определение 1

Девиантология – это наука, которая занимается изучением социальных девиаций и реакций общества на них.

Социология девиантного поведения зародилась и сформировалась в глубине социологии как специальная социологическая теория. По истечении некоторого времени у неё появилось более точное название – социология девиантности и социального контроля. Это была та научная дисциплина, которая претендовала на изучение и объяснение различных проявлений «социального зла». Девиантность и девиантное поведение изучают и естественные науки – биология, психология.

Сравнительно недавно в научный оборот было введено более короткое название – «Девиантология». Если недостатком первого названия являлось многословие, то достоинством второго названия была его краткость.

Девиантология как наука учитывает интересы и других наук, а некоторые девиации изучаются естественно-общественными дисциплинами например, наркология занимается изучением наркомании и пьянства, а суицидология изучает самоубийства.

Против употребления данного термина возможны возражения из-за его непривычности и научной традиции. Однако надо сказать, что любой термин когда-то употреблялся первый раз. В перспективе девиантология может стать на физическом, биологическом, социальном уровне более общей теорией девиаций, как в обществе, так и в природе.

Девиантология является наукой о тех отклонениях, которые, как считал Лукреций, являлись необходимым условием развития, т.е. «телами изначальными». Девиации характерны для всех форм и всех уровней организации мироздания. На языке химиков и физиков отклонения называются флуктуациями, биологи называют их мутациями, а социологи и психологи дали им название девиаций.

Девиации являются механизмом изменчивости, т.е. механизмом существования и развития каждой системы. Природа без девиаций никогда и ничего бы не породила. Всё, что природа порождает, без девиаций не может изменяться, т.е. развиваться, поэтому если в системе нет девиаций, то это означает её гибель.

Готовые работы на аналогичную тему

Девиантология как и любая другая наука имеет свою сферу изучения. Предметами её исследования являются:

  • девиантность как социальный феномен;
  • виды девиантности;
  • генезис девиантности;
  • механизм девиантного поведения отдельных личностей;
  • социальный контроль, т.е. реакция общества на девиантность;
  • сама история девиантологии.

Девиантология тесно связана с криминологией, суицидологией, аддиктологией. Имеет она связь и с различными отраслями социологических знаний – социологией семьи, социологией культуры, военной социологией и др. Безусловно, девиантология использует достижения психологии, демографии, статистики, экономики и др. С развитием девиантологии идет формирование частных девиантологических наук – военной девиантологии, теории социального контроля, подростковой девиантологии и др.

Деятельность и образ девиантолога

Девиантолог, как и любой другой человек, имеет свой взгляд на мир, свои представления о добре и зле, о норме и отклонениях, что является его личной нравственной позицией. Человек, который не имеет этой позиции, не очень нормален. Что касается девиантолога, то он не имеет права в исследованиях руководствоваться своими представлениями о норме поведения и отклонении.

Девиантолог изучает отклонения от норм ситуационных поведенческих реакций, психических состояний, нарушений в развитии личности, которые приводят к дезадаптации людей в обществе, нарушают их самоактуализацию. Исходя из этого, вопрос заключается в том, как ученому сохранить свои личные ценности и научную объективность. Немецкий социолог М. Вебер дал на него ответ, который сегодня считается классическим. Он предложил разделять ценностные суждения и отнесения к ценности.

Обычно, при оценке какого-либо действия используются ценностные или оценочные суждения, например, ценностное суждение – это утверждение типа «воровать плохо». Однако значительная часть оценочных суждений субъективна, потому что имеет связь с личной нравственной позицией конкретного человека. Отсюда, ученый не должен давать оценочных заключений, лучше использовать отнесение к ценности. Например, вместо утверждения «воровать плохо», надо сказать, что « в таком-то конкретном обществе, в такую-то эпоху, основная часть людей считала, что воровать – это плохо».

Замечание 1

Девиантолог, таким образом, должен соотносить поведение человека, которое он наблюдает, не со своими личными ценностями, а с ценностями изучаемого им общества.

Девиантолог не только описывает поведенческие отклонения, но и должен давать рекомендации по их коррекции, что заставляет с особой осторожностью и ответственностью относиться к предложениям и выводам.

Развитие девиантологии происходит в мире, где разрушены барьеры между культурами, размываются привычные представления о нормальном и ненормальном. Данные обстоятельства говорят о том, что девиантолог должен опираться на нравственный опыт предшествующих поколений, обладать гибким мышлением.

Не секрет, что сегодня ученые сталкиваются с мощным давлением со стороны, как массовой культуры, так и средств массовой информации на свое сознание. Отсюда следует, что обязанностью девиантолога является умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения.

Профессиональные требования к девиантологу выглядят следующим образом:

  • осуществлять программу инклюзивного образования и работать в этих условиях;
  • обучающихся, для которых русский язык не является родным, учить на русском языке;
  • активно работать с теми, кто имеет поведенческие проблемы – хулиганами, наркоманами, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися.

Девиантолог в своей работе применяет определенные методы и приемы.

Эмпирические исследования в девиантологии

В своей профессиональной деятельности девиантологи активно используют социологические методы сбора и анализа эмпирических данных об объекте.

В изучаемой сфере социальные процессы имеют следующую специфику:

  • высокая динамичность социальной ситуации;
  • противодействие со стороны объекта получению информации или возможная его пассивность;
  • зависимость состояния объекта от среды и необходимость получения информации о среде.

Существуют разные пути получения информации об объекте девиантологии:

  1. Автоматическое поступление информации от граждан, от общественных организаций, государственных органов и др.
  2. В результате оперативно-розыскной деятельности, т.е. «силовое» получение информации о преступных действиях.
  3. На основании различных видов учета - плановое поступление информации.
  4. На основании специальных исследований, например, демографических, психологических, криминологических и др.

Специалисты не отрицают, что получение достаточной и необходимой информации об объекте девиантологии, связано с определенными трудностями, такими как: отсутствие учета девиантных проявлений, отсутствие статистики по разным видам девиантности, несоответствие показателей государственной статистики и ведомственного учета и др.

К основным методам сбора информации относятся наблюдение, анализ документов, чаще всего это материалы уголовных, административных дел, нормативные документы, справки и др. Довольно часто в девиантологических исследованиях используются различные опросы. Анкетный опрос дает возможность опросить большое количество респондентов и обеспечивает анонимность. Разновидностью опроса является опрос экспертов и нередко выступает как самостоятельный метод.

Девиантологические исследования могут, но редко, использовать метод эксперимента. Данные методы относятся к социологическим методам.

Помимо социологических методов в девиантологии могут применяться психологические методы, например, тестирование.

Сложной задачей эмпирического исследования является установление взаимосвязей на девиантность между состоянием девиантного проявления и такими факторами как социальные, экономические, политические, культурологические. Решается эта задача специальными математическими методами.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Валентина Николаевна Норина

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 38 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис