В целях изучения особенностей социальной адаптации умственно отсталых детей дошкольного возраста следует изначально изучить критерии адаптации.
Критерии адаптации:
- игра;
- общение со взрослыми;
- общение со сверстниками;
- самообслуживание.
Трудности социальной адаптации умственно отсталых дошкольников
В игре у умственно отсталых младших дошкольников преобладают действия с игрушками, не имеющие цели (например, малыш просто кидает игрушку). В старшем дошкольном возрасте у ребенка начинают проявляться предметно-игровые действия (например, качает куклу), сопровождающиеся процессуальностью, т.е. многократным повторением действий.
У «особенного» малыша дошкольного возраста с трудностями складывается общение со сверстниками, часто они могут не принимать его в свою игру, если он не умеет играть по их правилам. Так ребенок отвергается средой сверстников и играет с ребятами младше себя. Отверженный ребенок в условиях детского сада испытывает трудности в усвоении материала на занятиях, проводимых воспитателями (развитие речи, математические представления, окружающий мир). Такие дети должны получить в детском саду специальную педагогическую помощь, чтобы быть готовыми к школьному обучению.
Важным для умственно отсталых детей является овладение навыками самообслуживания, адаптация к жизни людей и в микросоциальной среде, а также к стилю жизни в обществе. Задачей обучения вышеперечисленным навыкам является целенаправленная подготовка к жизнедеятельности, формирование самостоятельности. Условием для формирования навыков является создание доброжелательной атмосферы общения, совместная деятельность с родителями трудных детей, соответствие индивидуальным особенностям ребенка.
Так отрабатываются навыки обслуживания и социальные навыки, которые возникают в естественных ситуациях. При этом параллельно ведется работа с родителями, поскольку работая с умственно-отсталыми детьми его окружающим необходимо придерживаться единой методики. Занятия с такими детьми должны быть сбалансированными и привлекающими интерес.
Прежде чем учить и воспитывать ребенка необходимо научить его концентрировать внимание, поскольку из-за недостатка в развитии он не может этого делать. К тому же следует развить в ребенке умение следить за направлением взгляда взрослого или бросать взгляд на него, удостоверяясь, смотрит ли он на тот же предмет – это позволит овладеть навыками общения, а также социальными навыками.
В процессе воспитания следует научить дошкольника ставить не только долгосрочные, но и краткосрочные цели. Следует уделить особое внимание развитию самостоятельности в элементарных бытовых делах (например, уборка в соей комнате). Овладение этими навыками снизит зависимость ребенка от окружающих – таким образом укрепляется уверенность в своих силах.
Формирование необходимых жизненных навыков, исходя из вышесказанного, играет особо значимую роль.
Умственно отсталые дети могут успешно учиться навыкам (постепенно усложняющимся), например, таким как прием пищи, соблюдение гигиены, уход за одеждой и обувью и т.п.
У трудных детей необходимо добиваться положительного отношения к освоению социальных навыков и умений. Сформированные или имеющиеся навыки и особенности общения с нормально развивающимися сверстниками имеют ряд особенностей. Для умственно-отсталых дошкольников характерны эмоциональные отклонения, отсутствие самостоятельности и инициативы, такие дети переключаются на другую деятельность с трудом, подражают другим, действуют по штампам, поддаются внушению или отвергают все новое.
Педагогическая работа с умственно отсталыми дошкольниками
В педагогической деятельности существует 5 направлений педагогической работы по развитию навыков общения «трудных» детей со сверстниками, не имеющих отклонений, целью которых является:
- Формировать умение концентрировать внимание;
- Научить воспринимать речи воспитателей, родителей, сверстников;
- Формировать умение подражать;
- Формировать умение соблюдать очередность, правила;
- Формировать умение применять навыки общения в жизни.
Дети дошкольного возраста все же имеют возможность успешно адаптироваться в социуме и развиваться в нем, несмотря на трудности в развитии. Однако такие дети нуждаются в специально разработанных методиках, приемах и средствах обучения, воспитатели должны учитывать особенности их психического развития.
Следует отметить, что в коллектив сверстников, не имеющих отклонений, допускается включение 2-3 умственно отсталых детей.
В процессе адаптации «трудных» детей решают следующие задачи:
- Развитие психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения. Особое внимание направляется на умственное развитие;
- Формирование у детей правильного поведения в коллективе. Особое внимание направляется на нравственное воспитание;
- Обучение труду, физическое воспитание, а также самообслуживание;
- Итог работы – социальная адаптация.
Следует отметить, что максимальное формирование знаний, умений и навыков достигается при соблюдении нескольких условий: своевременное начало коррекционной работы, благоприятная обстановка в семье; использование индивидуальной программы и методики обучения.
Своевременное начало коррекционной работы чрезвычайно важно, поскольку такая работа может привести к значительным положительным сдвигам в развитии ребенка.
Комфортная семейная обстановка играет немаловажную роль. Родители должны приложить большие усилия для создания благоприятных условий для развития ребенка. Развитие умственно-отсталого ребенка – сложный процесс, требующий терпения, настойчивости, изобретательности и, что немаловажно, понимания.
Использование индивидуальной программы и методики обучения умственно отсталых детей должно соответствовать возможностям и целям воспитания.
Таким образом, в дошкольном возрасте умственно отсталый ребенок без специальной педагогической коррекционной работы может миновать 2 важных этапа психического развития – общение с людьми и развитие предметных действий. Такой ребенок может мало контактировать не только со взрослыми, но и со сверстниками. Эти процессы отражаются на накоплении социального опыта детей, а также на развитии психических функций, таких как речь, мышление и др.