Смысловая сфера личности — это совокупность смысловых образований (структур) и связей между ними, организованная особым образом. Она обеспечивает смысловую регуляцию.
Особенности пожилого возраста
Периодизация жизненного пути человека считается проблемой, которая в течение многих лет привлекает специалистов, включая психологов, социологов и медиков. Основные исследования направлены на периоды становления, которые включают детство, отрочество, юность. В это время формируются основные ценностные ориентации и смысловая сфера личности.
Очевидно, что последующий жизненный путь и сопутствующие ему изменения привносят собственную сущность в индивидуальную картину мира и стратегию взаимодействия с собой и окружающими людьми.
В науке отмечено два рубежа развития зрелой личности. Первый из них - это возраст 30 ± 2 года, когда происходит переоценка жизненного пути и индивид начинает не только задумываться о правильности своих выборов, но и многое в них исправляет (так называемый «кризис средних лет»). Второй рубеж представлен предпенсионным кризисом, который наступает в возрасте 55 ± 3 года. В это время человеку необходимо планировать свою пенсионную жизнь.
В зрелом возрасте основная психологическая проблема представлена принятием себя (то есть объективнизацией личности). Как правило, в основе идентификации зрелого возраста лежит идентификация в сфере профессиональной деятельности, достижений и статуса. В этом случае трудовая деятельность становится условием и формой проявления зрелости.
В процессе перехода к пожилому и преклонному возрасту люди постепенно смиряются с ролью и положением, которых они достигают в жизни. Они нацеливаются на достойное заключение, ориентируясь на собственное здоровье и общечеловеческие ценности (например, справедливость). Процесс старения становится неизбежным биологическим фактом. Культурная среда, в которой оно осуществляется, влияет на него.
Смысловая сфера пожилого человека связана с тем, что выход на пенсию представляет собой как бы разделяющую черту между возрастом активных действий, здоровья и бодрости и стадией старости. В ее процессе активность меняется на пассивность, а жизнь часто становится борьбой за здоровье. Интересы человека сужаются, жизнь происходит по типу «семейно-бытовых картинок». Принято считать, что для старости характерны болезни, а для молодости — здоровье.
Проблема смысла жизни пожилых людей
Проблему смысла жизни относят к числу междисциплинарных. По определению Д.А. Леонтьева «смысл жизни — это концентрированная описательная характеристика наиболее стержневой и обобщенной динамической смысловой системы, которая ответственна за общую направленность жизни субъекта в качестве целого».
Представление о смысле и смысловой сфере разработано в теории личности В. Франкла. Автор теории рассматривает стремление к поиску и реализации индивидуального смысла жизни в качестве врожденной мотивационной тенденции, которая характерна для всех людей и становится детерминантой поведения и развития личности.
Смысл жизни для пожилого человека является важнейшим феноменом. Его отсутствие способно порождать состояние экзистенциального вакуума, которое является причиной свойственных для современности «ноогенных неврозов». С точки зрения Франкла, для оптимального существования человека и обеспечения его психического здоровья важен соответствующий уровень напряжения между индивидом с одной стороны и локализованным во внешнем мире объективным смыслом для осуществления, с другой.
Смысл всегда находится впереди бытия, и его основной функцией становится «смысл смысла — задавать темп бытию». Теория Франкла демократична в том смысле, что признала возможность обретения смысла людьми вне зависимости от пола, возраста, вероисповедания, интеллекта или социального статуса. В жизни любой личности смысл представляет собой императив, который требует реализации.
В рамках теории было выделено три группы позитивных ценностей, которые входят в смысловую сферу:
- Ценности творчества,
- Ценности переживания,
- Ценности отношения.
Основной путь реализации ценностей творчества представлен трудом. Его смысл состоит в том, что человек начинает делать сверх своих обязанностей. В российской психологии данное положение пересекается с понятием «сверхнормативная активность».
В составе ценностей переживаний особенную роль играет любовь в качестве взаимоотношений на уровне духовного и смыслового измерения. Она помогает познавать другого человека и его глубинную сущность. Несмотря на большой смысловой потенциал данной категории, отсутствие любви, по мнению В. Франкла, не должно стать препятствием для обретения пожилым человеком жизненного смысла.
К ценностям отношений пожилые люди прибегают в случае возникновения обстоятельств, которые они не способны поменять. В этой ситуации они могут в любом случае занять осмысленную позицию в их отношении.
Смысложизненная сфера пожилых людей
В современной психологии выделяются несколько вариантов отношений между смыслом жизни и сознанием:
- Неосознаваемая удовлетворенность,
- Неосознаваемая неудовлетворенность,
- Осознаваемая удовлетворенность,
- Осознаваемая неудовлетворенность.
Отдельно принято выделять вытеснение смысла жизни, при котором адекватное осознание объективной направленности жизни начинает нести в себе угрозу для самоуважения.
Есть типология, в которой происходит учет трех вариантов соотношения объективного смысла жизни, который соответствует высшей мотивации, и субъективного смысла (принят самим человеком). В первом случае они могут соответствовать друг другу, во втором, происходит вытеснение объективного смысла из сознания.
Трансформация удовлетворенности жизнью в качестве компонента интегрированного смысла жизни в позднем возрасте имеет несколько тенденций. Удовлетворенность в пожилом периоде рассматривается в качестве совокупности двух компонентов: удовлетворенности жизнью в целом и удовлетворенности реализацией смысла жизни.