Мнемотехника (мнемоника) — это система приёмов, которые помогают увеличить объём памяти и облегчают запоминание информации.
Понятие мнемотехники
Мнемотехника представляет собой совокупность специальных способов, которые облегчают запоминание полезной информации и увеличивают объём памяти посредством создания ассоциаций, т. е. замены абстрактных понятий на объекты, имеющие реальное визуальное, звуковое или кинестетическое представление. Мнемоническое запоминание включает несколько стадий:
- Кодирование в образы;
- Запоминание путем объединения 2 образов;
- Запоминание последовательностей;
- Закрепление в памяти.
Мнемотехнику используют, как правило, для запоминания сложной информации. Например, когда человеку требуется запомнить последовательность двухсот цифр, перечень из ста номеров телефона, хронологические таблицы, конспект лекции, много новых иностранных слов и др.
С помощью методов мнемотехники появляется возможность абсолютно точного воспроизведения последовательности информации. Например, ряд чисел мнемонист может воспроизвести как в прямой, так и в обратной последовательности.
Технический арсенал современной мнемотехники включает систему унифицированных приёмов запоминания. Они позволят запомнить различные сведения однотипно. Основным способом запоминания считается метод формирования ассоциации в виде связки образов, которые кодируют элементы запоминаемой информации.
Мнемоника дает возможность запомнить информацию после однократного восприятия каждой составляющей.
Современная наука рассматривает мнемонику в виде совокупности приёмов и методов запоминания, которые используются в соответствующей системе. Категория «мнемотехника» трактуется в качестве практического применения методов, сформированных в рамках конкретной мнемоники.
Роль мнемотехники в развитии памяти
В основе запоминания в мнемонике лежит свойство памяти очень быстро запоминать связь одновременно воспринимаемых образов (связь образов, создаваемую в воображении). Иллюстрированная система образных кодов, принятая в русскоязычной мнемонике, представляет собой один из базовых методов запоминания. Также широко используется «ударный метод» как приём образования искусственных ассоциаций (производится связь нескольких образов с элементами одного образа).
Объём запоминания, получаемый с помощью мнемоники, ограничивается относительно низкой скоростью запоминания (в среднем требуется шесть секунд на запись одной связи). Мнемоническое запоминание аналогично образному конспектированию, поскольку запоминается только самое важное в качестве зрительного образа.
В случае запоминания большого объема информации в том или ином виде можно использовать ментальный мнемический процесс и метод запоминания группирования. Он состоит из следующих стадий:
- Разбивка массива на известные и неизвестные фрагменты;
- Соединение составных частей каждого неизвестного фрагмента в единый целостный объект памяти;
- Увязка совокупности известных и объединённых фрагментов массива в единое целое;
- Повтор действий (разбивка, объединение и увязка до итогового результата, который представлен набором ассоциативно связанных объектов памяти).
Последний этап обеспечивает удобный и простой доступ памяти к содержимому исходного информационного массива. У детей до 14 лет формируется абстрактно-логическое мышление. Они запоминают преимущественно то, что переживают сами лично. Мнемотехника дает возможность связать абстрактные понятия из школьных предметов с жизненными событиями и явлениями. Это упрощает процесс запоминания и обучения.
Регулярные занятия мнемотехникой помогут развить внимание и память, обогатить речь и словарный запас, совершенствовать фантазию и творческие способности. Сущность техники в развитии памяти заключается в связке слов и определений в единый текст. Смешная история запоминается гораздо проще, чем двадцать абстрактных терминов. Если рассказ будет парадоксальным и фантастическим, то он более просто войдёт в память.
Преимущества мнемотехники при развитии памяти состоят в том, что система не предполагает предварительную подготовку, тренирует креативность. Среди недостатков следует отметить, что метод не подойдет для запоминания очень большого объёма информации.
Мнемонические приемы развития памяти
Психологией разработаны методы, приемы и способы, которые способствуют более успешному запоминанию информации. Это может понадобиться школьникам, студентам и работникам интеллектуальной и экономической сферы.
Основной принцип мнемотехники состоит в замене абстрактных объектов понятиями, имеющими визуальное, аудиальное и чувственное представление. Данные методы запоминания какой-либо информации основываются на психологии человека и его восприимчивости. Если человек знает и использует мнемотехники, то это поможет ему быстрее и лучше запоминать имена, фамилии, адреса, цифры.
Мнемонические приемы включают большой набор методов запоминания. Среди них необходимо выделить цифробуквенный код, ассоциации, рифмы, созвучие и др. При запоминании по методу «цифробуквенный код» сознание зашифровывает слова в виде букв. Далее с помощью букв и происходит запоминание необходимой информации.
Используя какие-либо яркие ассоциации, мозг лучше запоминает информацию. Если человеку нужно вспомнить и восстановить данные, то он должен вспомнить эти необыкновенные ассоциации, приходившие в момент запоминания.
В ходе восприятия информации можно придумать несколько пар слов, которые рифмуются в небольшое стихотворение, содержащее запоминаемый материал. Это поможет впоследствии вспомнить нужную информацию. Если взять за основу слова или словосочетания, то появляется возможность запоминать иностранные слова, сложные категории, научные понятия.