Мышление — это опосредованное и обобщённое отражение действительности. Оно представляет собой тип умственной деятельности, которая состоит в процессе познания сути вещей и явлений, закономерностей и отношений между ними.
Особенности младшего школьного возраста
Младший школьный возраст — это вершина детства. В современной периодизации психологического знания этот возраст включает период от 6-7 до 9-11 лет. В это время меняется образ и стиль жизни ребенка, появляются новые требования и социальные роли (например, ученик). Дети начинают заниматься принципиально новым видом деятельности (учебной деятельностью), приобретая в школе не только новые знания, но и соответствующий статус.
В процессе развития свое место в системе отношений ребенок воспринимает по-новому, поскольку изменяются интересы, ценности и весь уклад жизни. Школьник оказывается на границе нового возрастного периода. В этом возрасте характерны следующие особенности:
- Учебная деятельность выступает в качестве ведущей деятельности;
- Завершение перехода от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению;
- Проявление социального смысла обучения (например, отражается через отношение школьников к оценкам);
- Проявление мотивации достижения в качестве доминирующей;
- Смена распорядка дня;
- Укрепление новой внутренней позиции;
- Изменение системы взаимоотношений ребенка и окружающих людей.
Мышление в младшем школьном возрасте
Доминирующая функция в младшем школьном возрасте представлена мышлением, развитию которого принадлежит особая роль. В начале школьного обучения мышление выступает в центр психического развития ребенка. Еще Л. С. Выготский писал, что эта функция становится ведущей в системе других психических функций. Под воздействием мышления все другие функции интеллектуализируются, приобретают произвольный характер.
Ранее ученые считали, что у ребенка младшего школьного возраста ведущее мышление — конкретно-образное. Но сегодня, в первую очередь благодаря работам Д. Б. Эльконина, В.В. Давыдова, удалось доказать, что ребенок в начальном школьном возрасте обладает гораздо большими познавательными возможностями. Это позволяет заняться развитием основ теоретических форм мышления.
Мышление младших школьников находится на переломной стадии развития. В это время ребенок переходит от наглядно-образного к словесно-логическому (понятийному) мышлению. Этот этап способен придавать мыслительной деятельности двойственный характер, когда конкретное мышление, относящееся к реальной действительности и непосредственному наблюдению, уже начинает подчиняться логическим принципам. Тем не менее, такому ребенку все еще не доступны отвлеченные и формально-логические рассуждения.
Уже в 7-8 летнем возрасте ребенок мыслит с помощью конкретных категорий, беря за основу наглядные свойства и качества отдельных предметов и явлений. По этой причине в эти годы продолжает свое развитие наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Эти процессы предполагают активное включение в обучение разных моделей (предметная модель, изучение схем, таблиц, графиков и др.).
Младший школьник больше склонен понимать буквально переносное значение слов. Он наполняет их конкретными образами. Соответствующую мыслительную задачу ученики в этот период решают проще, взяв за основу конкретный предмет, представление или действие. Если учитывать образность мышления, то преподаватель принимает наглядные пособия, раскрывая состав абстрактных понятий и переносное значение слов на отдельных примерах. Запоминать начинают младшие школьники первоначально не то, что более существенно с позиции учебной задачи, а то, что производит на них наибольшее впечатление (интерес, эмоциональная окрашенность, неожиданность, новизна и др.).
Развитие мышления младших дошкольников
Очень ярко наглядно-образное мышление может проявиться при понимании сложных картин или ситуаций. Для их понимания необходима так называемая ориентировочная деятельность. Понять сложные картины — это значит понять внутренний смысл. Для понимания смысла необходима аналитико-синтетическая работа, выявление деталей сопоставление их друг с другом. В наглядно-образном мышлении принимает участие речь. С ее помощью ребенок называет и сопоставляет признаки. Только на основании развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления в этот период формируется формально-логическое мышление.
Мышление школьников существенно отличается от мышления дошкольников. Например, мышлению дошкольника присущи следующие качества:
- Непроизвольность,
- Низкая управляемость в постановке и решении мыслительной задачи,
- Предпочтение интересному, увлекательному.
Учитель должен знать, что у школьников в одном и том же возрасте может быть разное мышление, в частности, могут встречаться такие дети, которым сложно мыслить практически. Они не могут оперировать образами и рассуждать. Об отличном развитии наглядно-образного мышления судят, как правило, по тому, как ребенок решает задачи, соответствующие этому виду мышления.
Построение школьного обучения происходит таким образом, что преимущественно развивается словесно-логическое мышление. Первые два года в школе ученики много работают с наглядными образами, но уже в следующих классах происходит сокращение объема такого рода занятий. Образное мышление все меньше требуется в процессе учебной деятельности.
В этом отношении наиболее показательным считается мышление детей в первом классе. Оно всегда конкретно и основано на наглядных образах и представлениях. Понимание общих положений дети могут достичь только в том случае, когда их конкретизируют с помощью частных примеров. Состав категорий и обобщений определен через наглядно воспринимаемые признаки предметов.
По мере усвоения основ научных знаний в ходе овладения учебной деятельностью школьники постепенно приобщаются к системе научных понятий. Их умственные операции станут менее связанными с конкретной практической деятельностью и наглядными примерами. Ученик в более старшем возрасте уже овладевает приемами мыслительной деятельности, приобретая способность считать и читать в уме, проводить анализ собственных рассуждений. В ходе развития мышления формируются очень важные новообразования: анализ, внутренний план действий, рефлексия. Младший школьный возраст обладает огромным значением в развитии базовых мыслительных действий и приемов.