Нарушения зрения — это снижение способности видеть, не устраняемое терапевтическими средствами, такими как очки, глазные капли или контактные линзы.
Классификация нарушений зрения
Основной критерий классификации нарушения зрения у человека представлен степенью поражения зрительной функции. В соответствии со степенью снижения остроты зрения на лучше видящем глазу принято выделять следующие категории людей.
- Слепые люди (острота зрения 0-0.04 включительно);
- Слабовидящие люди (0.05-0.2).
Среди людей, которые относятся к категории слепых, выделяют абсолютно (тотально) слепых, частично (парциально) слепых - слепых со светоощущением, слепых со светоощущением и цветоразличением, слепых, видящих движение руки).
Абсолютная (медицинская) слепота — это полная потеря зрения, включающая отсутствие способности отличать свет от темноты. В подобном состоянии зрение равно 0.
Слепые люди с остаточным зрением имеют остроту зрения на лучшем глазу в диапазоне 0,01-0,04. Дети с таким нарушениями зрения не способны ориентироваться в окружающей обстановке, не могут передвигаться вне дома без помощи взрослых.
К слабовидящим относятся люди с глазными заболеваниями, которые вызвали стойкое снижение остроты зрения. Изначально в эту категорию включали детей, имеющих остроту зрения на лучшем глазу в диапазоне 0,05-0,2. В последнее время произошел рост требований, появилась высокая нагрузка в школах. По этой причине к слабовидящим, подлежащим обучению в специальных школах, относят детей с остротой зрения в диапазоне 0,05–0,3.
Возрастные особенности психического развития младенцев с нарушением зрения
Психофизиологические исследования детей с нормальным развитием в области становления и развития зрительной функции показывают, что раннее созревание проекционных корковых зон предполагает возможность нормально видящим детям начинать принимать сенсорную информацию с первых часов жизни. Практически все дети младенческого возраста с нарушенным зрением уже в раннем возрасте характеризуются наличием сенсорной депривации, путь психического развития такого младенца в сравнении с нормально видящим ребенком становится своеобразным.
Исследования, направленные на анализ развития и поведения младенцев с нарушением зрения до 3-месячного возраста, показали, что по характеру реакций и поведению они мало чем отличаются от зрячих детей того же возраста. Подобный факт можно объяснить особенностями и структурой психических актов детей раннего возраста. Она связана с мультимодальной информацией, получаемой ими.
Для поведения ребенка в этом возрасте присуще реагирование на весь спектр раздражителей, которые связаны, в первую очередь, с кормлением. Оно вызывает предвосхищающие сосательные движения и отражает то, что первичные сенсорные реакции обладают синкретическим и слитным характером. По этой причине выпадение или существенное ограничение зрительных стимулов из системы раздражений, связанных с любыми жизненно важными актами деятельности, не способно в этот период нанести ущерб самому поведению.
Перемещение взгляда за движущимися объектами формируется в период с 3 до 5 месяцев. Отсутствие или глубокое поражение зрения у ребенка — это фактор, который ограничивает его психическое развитие. В развитии зрительного восприятия зрячих детей большое значение имеет звук и слуховая ориентировочная реакция. Тем не менее, пока поле зрения не определяется и не приобретает устойчивый характер, любые звуковые раздражения обладают случайным значением и не включаются в постоянную систему сенсомоторной деятельности.
Дети с нарушением зрения больше, чем зрячие дети, зависят от звуковой информации. Развитие дифференцированного слухового восприятия происходит в 5-месячном возрасте. В это время младенец способен выделять и дифференцировать звуковые признаки предметов. Формирование двигательной сферы, развитие рук, умение захватывать и отпускать объекты происходит не зависимо от участия в данных актах зрения. Манипулирование предметами помогает развивать движения ребенка.
Отсутствие или неполнота зрительного восприятия наносит ребенку в младенчестве такой ущерб, который невозможно компенсировать в преддошкольном и дошкольном возрасте. Это связано с серьезным и углубляющимся отставанием в психическом развитии, что отражает значительно меньший объем знаний и представлений об окружающем мире. Таки дети ограниченно понимают слова, у них отсутствуют конкретные представления, которые должны сопровождать произносимые слова.
Особенности развития ребенка с нарушением зрения проявляются в менее развитых и нескоординированных движениях. Ребенок слабо ориентируется и ограничен в пространстве. Значение специального воспитания в этот период огромно. Оно состоит в формировании наиболее полной полисенсорной системы раздражителей (дистантного и контактного типа), которые позволят слепому человеку ориентироваться во внешних условиях мира.
Для слепых и слабовидящих детей требуется расширение круга различных раздражителей. Они должны возбуждать слух, осязание, вкус, обоняние. Их связывают с определенными видами деятельности (например, сон, кормление, купание, прогулка и т.д.). Это является важнейшим условием развития и установки связей между объектами и действиями, подготавливая основу для компенсации слепоты.