Психологическое консультирование — это базовый вид психологической помощи, который выделился из психотерапии наряду с психологической коррекцией, психотерапией, психологическими тренингами и др.
Понятие и особенности психологического консультирования
Психологическое консультирование является сравнительно новой профессиональной областью психологической практики. Она представляет собой разновидность психологической помощи. Это направление имеет основу в психотерапии, поскольку концентрируется на клинически здоровом индивиде, не способном самостоятельно решить житейские трудности.
Ключевая задача психологического консультирования заключается в оказании помощи человеку в поиске выхода из сложившихся проблем, над которыми он одержать победу без посторонней поддержки не может. В ходе консультаций осознаются и изменяются малоэффективные поведенческие паттерны для принятия судьбоносных решений и достижения намеченных целей.
В зависимости от целевой направленности задачи психологического консультирования классифицируют на коррекционное воздействие и задачи, концентрирующиеся на достижении пациентом личностного роста, саморазвития и успеха в жизни.
Психологическое консультирование помогает:
- Осознанно выбрать направление и действовать в соответствии со своим усмотрением;
- Обучиться новому поведению;
- Развить личность.
Цели и задачи психологического консультирования подростков
Основа психологического консультирования подростков представлена «консультативным взаимодействием», которое происходит между специалистом и субъектом. Акцент здесь необходимо делать на ответственности человека. Консультант должен признавать, что самостоятельная и ответственная личность может принимать и выносить решения в соответствующих условиях, при этом его задача состоит в формировании условий, с помощью которых поощряется волевое поведение.
Цели психологического консультирования были заимствованы из определенных психотерапевтических концепций. Так, сторонники психоаналитического направления, видят задачу консультирования в преобразовании вытесненной в бессознательный мир информации в осознанные образы. Они рассматривают помощь клиенту в воссоздании раннего опыта, проводя анализ вытесненных конфликтов и восстанавливая основу личности.
Предопределение целей психологического консультирования подростков — это достаточно сложная задача, поскольку они зависят от потребностей и теоретической направленности самих консультантов. В психологии предусмотрено несколько универсальных задач консультирования:
- Способствование трансформации поведенческих реакций подростка с целью более продуктивной жизни и деятельности, роста удовлетворенности жизнью даже при существовании определенных социальных ограничений;
- Развитие умений преодолевать трудности при столкновении с новыми повседневными обстоятельствами и условиями жизни;
- Обеспечение результативного принятия важных решений;
- Развитие способности заводить контакты с дальнейшей поддержкой межличностных отношений;
- Облегчение роста личностного потенциала подростка.
Этапы психологического консультирования
Психологическое консультирование характеризуется общей системной моделью, объединяющей 6 стадий, которые вытекают друг из друга. На первом этапе консультант должен выяснить проблему подростка, устанавливая контакт (рапорт) и достигая направленного доверия. Он внимательно слушает повествование, выражая максимальное сопереживание и показывая предельную искренность. Здесь важно не использовать субъективные оценки и манипуляции.
На следующей стадии осуществляется двумерное определение проблемной ситуации. Консультант должен устремиться к точной характеристике проблемы клиента с акцентированием на эмоциональном и когнитивном аспекте. Проблемы необходимо формулировать через конкретные понятия, позволяющие осмыслить их причины и указывающие на возможные варианты разрешения. Если возникают сложности при определении проблем, то консультант возвращается к предыдущему этапу.
На третьем этапе происходит идентификация альтернатив с установкой и обсуждением потенциальных вариантов решения проблем. Консультант, используя открытые вопросы, побуждает подростка перечислить все вероятные альтернативы, которые тот определяет как подходящие и реальные.
Четвертая стадия заключается в планировании, когда подростку предлагается критически подойти к оценке выбранных альтернатив. Консультант должен помочь субъекту выбрать представленные варианты, которые подходят и являются реалистичными в соответствии с готовностью к изменениям.
Пятая стадия представляет собой непосредственную деятельность, на которой происходит последовательное воплощение намеченной стратегии для решения проблем. Психологи помогают клиентам выстраивать деятельность с учетом обстоятельств, эмоциональных и временных затрат, а также возможности отсутствия успеха в реализации целей. Подросток должен осознать, что частичный провал не может стать полным крахом.
Последняя стадия включает оценивание и поддержание обратной связи. Подросток вместе с психологом на этом этапе должен оценить степень достижения цели, представляющую собой уровень разрешения проблемы. Вместе они подводят итог достигнутых результатов, детализируя и уточняя стратегии решения. При появлении новых или обнаружении глубоко спрятанных проблем, им необходимо вернуться к предшествующим стадиям.
Представленная модель показывает содержание консультативного процесса, способствуя пониманию того, как происходит консультирование. На практике психологическое консультирование и его стадии значительно более обширны и часто не всегда соответствуют данному алгоритму. Помимо этого, выделение стадий или этапов является условным, поскольку на практике одни стадии объединяются с другими.