Сущность понятия «одарённость». Виды одаренности и их классификация
Одаренность – это высокий уровень развития способностей определенного человека, который в значительной мере отличается от среднего.
Одаренный ребенок, как правило, выделяется на фоне сверстников особыми достижениями в определенном виде деятельности или творчества.
На сегодняшний день в психологии выделяют большое количество видов одаренности, в основе классификации которых лежат такие критерии как уровень одаренности, вид осуществляемой деятельности, форма проявления, различного рода особенности возрастного развития и т.д.
Специалисты на основе критерия уровня одаренности выделяют три группы детей:
- к первой группе относятся «сверходаренные» дети, которых также называют гениями. На сегодняшний день данная группа является самой малочисленной, в нее относят не более одного человека из десяти тысяч.
- ко второй группе относят высокоодаренных детей, которых также называют талантливыми. К данной группе относят порядка 2-3% населения.
- к третьей группе относят одаренных детей, таковых психологи насчитывают порядка 15-25 %.
Остальные же дети развиваются в пределах нормы (порядка 70 %) или относятся к группе умственно отсталых (2-5 %).
На основании критерия вида деятельности психологи выделяют следующие типы одаренности: академическую, интеллектуальную, творческую, художественную, коммуникативную, лидерскую, спортивную (двигательную).
Стоит отметить, что подобная классификация является довольно упрощенной и условной. Однако, при воспитании ребенка и родители, и учителя, и школьный психолог в обязательном порядке должны ее учитывать.
На основании критерия формы проявления специалисты говорят о двух видах одаренности, а именно о явной и скрытой одаренности.
Основываясь на критерии широты проявления в различных видах деятельности выделяют общую одаренность, при которой человек талантлив «во всем» (например, Леонардо да Винчи) и специальную, т.е. одаренность человека в каком-то определенном направлении деятельности.
На базе критерия особенностей возрастного развития специалисты также выделяют два вида одаренности - раннюю, которая, как правило, проявляется в школьном и дошкольном возрасте (например, В. А. Моцарт), и позднюю, проявляемую в уже достаточно зрелом возрасте (ярким ее примером являются М. В. Ломоносов, А. Эйнштейна).
Таким образом, одаренный ребенок обычно выделяется на фоне сверстников яркими, очевидными, в некоторых случаях даже выдающимися достижениями в определенной форме деятельности или творчества. Однако, порой высокие результаты он проявляет одновременной в нескольких направлениях, которые слабо связаны между собой.
Психологические особенности одаренного ребенка
На сегодняшний день принято считать, что ребенка можно относить к группе одаренных, когда показатель его IQ превышает значение в 130 баллов. Однако, в данном вопросе ученые обращают внимание не только на результаты тестирования, но и берут в учет следующие качества и свойства:
- исключительная любознательность, при которой ребенок на регулярной основе интересуется различными вопросами из разных сфер;
- стремление общаться с взрослыми (со сверстниками общаться неинтересно);
- выбор друзей из детей старшего возраста;
- повышенная чувствительность;
- завышенный уровень требовательности как по отношению к себе, так и к другим, излишняя склонность к критике самого себя;
- «богатое» воображение;
- способность сконцентрироваться на каком-либо предмете или занятии;
- любовь к чтению;
- развитое чувство юмора;
- интерес к трудным, логическим играм;
- стремление к уединению во время занятия.
Стоит отметить, что помимо перечисленных характеристик, у одаренных детей, как правило, достаточно ярко провялится так называемая интеллектуальная любознательность, на периодической основе возникающее стремление к уединению и одиночеству, которое в большинстве случаев, вызванное зачастую осознанием собственной индивидуальности.
Как правило, характерная для одаренных детей креативность характеризуется некоторой склонностью к доминированию бессознательного, то есть к проявлению форм неадаптивной активности, в т. ч. в творческой деятельности.
Для одаренных детей также в значительной мере характерна повышенная, избирательная чувствительность к некоторый сторонам, предметам действительности, например, к животным или техническим изобретениям, либо концертный формат собственной активности. У детей в высоким уровнем одаренности, как правило, отмечаются тонкая линия ощущений, резкое реагирование на различного рода внешние раздражители. На сегодняшний день специалистами в области психологии введено понятие «сенсерного порога», под которым подразумевают некоторую величину раздражителя, при достижении которой у ребенка возникает острое ощущение или другие реакции (соматические, вегетативные и т.д.).
Одаренные дети способны сутки напролет заниматься любимым делом, не испытывая при этом чувства усталости или какой-то перенасыщенности. Таким образом, одаренным детям присущи ярко выраженный интерес к определенному роду деятельности, высокий уровень увлечённости каким-либо предметом, погруженность в осуществляемую деятельности, наличие ярко выраженной склонности к конкретному виду деятельности вкупе с поразительным упорством и трудолюбием.
Одаренные дети отличаются повышенной познавательной потребностью, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также в готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований взрослых, что может выражаться в «запойном» чтении, создании домашнего зоосада или технопарка.